|
Подмосковные власти предлагают федеральным коллегам выкупить земли Бородинского поля у частных собственников. Тысячи гектаров исторических территорий оказались застроены дачами и коттеджами, которые сейчас решили объявить охранной зоной. Музейные работники опасаются, что застройка земель приведет к полному уничтожению заповедника, а собственники опасаются за свое имущество, подозревая, что не смогут получить у государства нужной им компенсации. Корреспондент «Вестей ФМ» Николай Осипов разбирался в назревающем земельном споре.
200 лет спустя Бородинское поле снова становится местом для выяснения отношений, но уже не между русской и французской армиями, а между частными владельцами исторических земель и властями. Исторический заповедник за столько лет серьезно пополнился новыми поселениями. Это уже не несколько маленьких деревушек, по названию одной из которых стали именовать знаменитую битву. Там появились дачи, коттеджи и даже солидные виллы с видом на обелиск, хозяева которых вряд ли захотят уступать свою собственность. А их с каждым годом все больше. «Вести ФМ» побеседовали с представителем Росохранкультуры, ответственным секретарем Общественного совета по содействию государственной комиссии по подготовке празднования юбилея битвы Александром Подмазо.
«Деревня Старое село, например, разрослась в два раза, Криушино - в три раза. Уже территория размечена более чем на 200 домов а в Интернете можно заметить не одно предложение о продаже участков на Бородинском поле. Было выявлено более 120 объектов капитального строительства, законность которых вызывает сомнения», - рассказывает Подмазо.
Земельный вопрос поднимают все чаще, поскольку близится юбилейная дата исторической битвы. Зампред областного правительства Виктор Егерев, которого тут же стали цитировать СМИ, предложил федеральным властям выкупить у частников более тысячи гектаров земли. Чиновников подталкивают и музейщики, для которых эти места представляют исключительно культурную ценность.
На самом деле, поясняют юристы, строить в тех местах капитальные дома запрещено законом. Только сейчас власти сформировали рабочую группу, которая следит за запретом на строительство, а до тех пор строителям не слишком мешали. Похоже, что частные собственники вызывают не так много претензий, вопросы есть к тем, кто продолжает скупать земли, чтобы продавать их людям под строительство домов, что подтверждает еще один наш источник - заместитель председателя Общественного совета по подготовке празднования 200-летнего юбилея Виссарион Алявдин.
«На самом деле ситуация не только серьезная, но и опасная как прецедент и как начало попыток захвата Бородинского поля со стороны алчных инвесторов. А сейчас эта ситуация еще и скандальная», - комментирует Алявдин.
Разные люди смотрят на ситуацию вокруг Бородинского поля по-разному. Например, многие чиновники местных администраций ничего страшного не видят и уверяют, что земли как были, так и остаются сельскохозяйственного назначения, то есть законно там возводить дорогие дворцы нельзя. От комментариев, правда, работники администраций уклоняются, а Виссарион Алявдин убежден, что все дело в еще одной категории земель - это колхозы, которые переводят часть своих территорий под жилье.
«Абсолютно незаконными решениями, в которых коррупционная составляющая видена невооруженным глазом, местные администрации, в том числе и сельские, разрешают переводить участки сельскохозяйственной земли под жилищное строительство, что категорически запрещено», - отмечает Алявдин.
В Подмосковье уже давно принято, что формальные границы между дачкой и виллой размыты. Под видом летнего домика на участке могут стоять многомиллионные строения. Их официальный статус мало кого волнует, до тех пор пока не возникают подобные ситуации. Ведь в случае сноса никто не выплатит равноценную компенсацию за неоформленный коттедж. Причем, как правило, вопросы возникают к частникам, а не к тем чиновникам, которые много лет закрывали глаза на незаконное строительство. И здесь даже у музейщиков и историков возникает резонный вопрос - почему областные чиновники предлагают федеральному бюджету платить за то, на что они сами не обращали никакого внимания, продолжает Виссарион Алявдин.
«Нужно, чтобы федеральные власти выкупили земли. Только это обеспечит сохранность, иначе полю - конец. Это очень недобросовестная попытка переложить с больной головы на здоровую. Чтобы охранять большую территорию музея-заповедника, вовсе не нужно, чтобы она вся была в собственности музея. Достаточно жестких законов, которые у нас есть», - рассуждает Алявдин.
Сумма выкупа, которую пока лишь предложили заплатить за сохранность Бородинского поля, неизвестна. Для этого надо провести полную ревизию исторического места. И даже в Росохранкультуре считают, что с предложением купить земли областные власти поторопились. Александр Подмазо предостерегает от таких быстрых сделок.
«Во-первых, вопрос о выкупе земли еще не стоит на повестке дня. Идет проверка законности получения в собственности этих участков, а заявления представителей правительства Подмосковья несколько преждевременны, на мой взгляд», - говорит Подмазо.
На каких условиях Бородинское поле, наконец, перейдет под охрану государства - по-прежнему не проговаривается. Риелторы на полулегальных основаниях все еще делят участки под будущие продажи и застройку. А уже состоявшиеся хозяева домов с напряжением ждут приближения юбилея великой битвы и размышляют - что им предложат власти взамен, когда их попросят освободить исторические поля?
| |