|
Антимонопольная служба разработала механизм снижения цен на бензин. Чиновники предлагают снижать бензиновые акцизы при росте экспортной пошлины. Нефтяники довольны, но едва ли инициативу пропустит Минфин.
Федеральная антимонопольная служба разработала экономический механизм сдерживания цен на бензин на российском рынке. Ведомство предлагает снижать акцизы на нефтепродукты в зависимости от роста мировых цен на нефть и увеличения пошлины на экспорт сырья и его производных.
«На определенном уровне критического роста цены должна действовать система, при которой рост экспортной пошлины компенсировался бы падением акциза», - заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев. По его мнению, таким образом удастся избежать роста стоимости топлива на внутреннем рынке в случае, если мировые цены на нефть резко увеличатся.
Сейчас нефтяные котировки держатся в районе $120 за баррель. Ранее ФАС возбудила «третью волну» дел против нефтяных компаний по факту завышения цен на топливо.
«В целом наша позиция является сбалансированной: вы, пожалуйста, не выходите за мировые цены, потому что у вас монопольное положение на рынке, не обдирайте потребителя - за это будут большие штрафы, ориентируйтесь, пожалуйста, на трансляцию мировых цен. Но если бесконечный рост цен будет вызывать теоретически резкое увеличение экспортных пошлин и цен для потребителя, то нужно снижать акцизы на ту же величину, на которую повышаются экспортные пошлины», - объясняет Артемьев.
Артемьев говорит, что у ФАС пока нет конкретных предложений по уровню мировой цены, при которой акцизы должны быть снижены. Такое решение, по словам чиновника, должны принимать правительство и парламент.
На прошлой неделе предложение антимонопольной службы выносилось на совещание под руководством вице-премьера Игоря Сечина.
Акцизы на нефтепродукты устанавливаются на год, а экспортные пошлины на сырую нефть пересматриваются ежемесячно.
Ставки акцизов в 2011 году составляют 5 995, 5 672 и 5 143 рублей за тонну бензина в зависимости от октанового числа, и 2 753, 2 485 и 2 247 за тонну дизельного топлива. Правительство планирует в 2012 и 2013 годах увеличивать ставку. Ожидается, что акцизы за 2011-2013 годы принесут бюджету 313 млрд рублей.
Доля акциза в стоимости литра бензина класса 2 (АИ-92, средняя розничная стоимость по России на 15 апреля 23,51 рубля за литр) составляет около 4,6 рублей. Таким образом, возможное снижение акциза на 20% снизит цену бензина примерно на 1 рубль.
«Мы приветствуем инициативу ФАС, - сказали "Газете.Ru" в "ЛУКойле". - Акцизы взимаются только с нефтепродуктов, произведенных в России и для России, а следовательно, они выплачиваются в рублях и не зависят от курса доллара. Акцизы являются мощным рычагом влияния на розничный и оптовый рынок топлива».
«Введение подобной системы действительно позволит защитить внутренний рынок, и даст на выходе более низкую цену для потребителя, - согласен директор по стратегическому развитию центра "Кортес" Павел Строков. - Но реализация этого механизма во многом будет зависеть от Минфина».
Получить комментарий Минфина по вопросу о выпадающих доходах во вторник не удалось. Но как правило, ведомство неохотно согласовывает решения, следствием которых может стать снижение доходов бюджета.
Артемьев убежден, что утвердив новый механизм управления акцизами, государство «выйдет в ноль» за счет роста экспортных пошлин.
Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша уверен, что стабилизация российских цен на бензин связана не столько с акцизами, сколько с совершенствованием системы мониторинга экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Российские нефтяные компании работают по принципу экспортного паритета - цена топлива для внутреннего рынка равна мировой цене минус пошлины и логистика, и плюс акцизы. «Если пошлина ниже адекватной, от мировой цены отнимается меньше, и внутренняя цена в итоге растет», - объясняет Аркуша.
Пошлины устанавливаются раз в месяц на основе мониторинга. «Сейчас изменение пошлин опаздывает за ростом мировых цен, - сетует Аркуша. - Пошлина для апреля устанавливается на основе данных мониторинга с 15 февраля по 15 марта».
Автор: Алексей Топалов
| |