|
Антиалкогольная кампания в России пока не приносит желаемого результата, утверждают эксперты. Во многих регионах ночной запрет на реализацию крепких спиртных напитков легко обходится с помощью нелегальных продавцов. А в Интернете услуга «водка на дом круглосуточно» становится все более и более популярной. Стали ли россияне пить меньше? Об этом - корреспондент «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Бейлин: «На недельку в Комарово - продают там с полвторого» - эта шутка времен «горбачевской» антиалкогольной компании сейчас не актуальна. Водку в России продают всегда, в том числе и по ночам, невзирая на запреты. Хотя и не в магазинах. 25 лет назад официально горячительными напитками торговали с 2 до 7. Сейчас запрет на крепкое спиртное в большинстве регионов, в том числе и в Москве, действует с 22 до 10.
«Российская газета» проанализировала основные способы, с помощью которых обходят закон. Как выясняется, в последнее время резко активизировались производители суррогатных напитков. Причем нередко такая выпивка стоит гораздо меньше, чем днем в магазинах. С прошлого года минимальная цена легальной пол-литровой бутылки водки составляет 89 рублей. Так называемый «паленый» продукт продается за 30. А самогон еще дешевле.
Вспомнили о старом бизнесе и таксисты. Правда, спиртное из багажника стоит вдвое дороже, чем днем в магазине. Осваивают бутлегеры и передовые технологии: Интернет и сотовую связь. Недавно в Ульяновске на мобильные телефоны стала приходить SMS-рассылка: «алкоголь круглосуточно». Водку можно заказать по телефону, и ее через какое-то время доставит курьер. Оформить заказ не составит труда и с помощью Интернета. Достаточно набрать в поисковике «водка на дом» и выбрать нужную компанию.
А в Волгограде, впрочем, как и в других городах, распространяется следующий опыт: надо зайти в круглосуточный супермаркет, взять и распечатать бутылку. После этого сотрудники магазина, опасаясь наказания за порчу товара, обычно продают алкоголь. Правда, в данном случае можно нарваться на неприятности - если охрана все же вздумает проявить принципиальность и вызовет полицию.
Несмотря на все эти уловки, антиалкогольная компания дает результат, замечает главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн.
Брюн: В течении полугода, что действует в Москве ограничение на ночную продажу крепких спиртных напитков, количество больных которые обращаются в частные фирмы, которые занимаются обслуживание на дому, разъезжают по домам, выводят из запоя, уменьшилось, эти фирмы стали разоряться. Количество обращений к ним резко упало.
Бейлин: Другие эксперты, напротив, не испытывают оптимизма. По оценке директора центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, в России растет потребления суррогатных напитков.
Дробиз: На самом деле в России антиалкогольная компания ограничилась запретительно-ограничительными мерами, такими как запрет ночных продаж, проверка документов у молодых людей, запрет продаж в праздники и так далее, все эти мероприятия не стоят государству ни копейки, не требуют ничего, кроме усиления контроля, потому они обречены на провал. Суррогатов стало больше. С каждым годом рынок подпольной суррогатной продукции будет только расти по мере роста цен на алкоголь.
Бейлин: Между тем в Госдуме говорят, что антиалкогольная компания вообще по-настоящему еще не начиналась. Но, по словам председателя думского комитета по экономической политике Евгения Фёдорова, скоро начнется.
Фёдоров: В Госдуме готовят закон ко второму чтению, который планируется принять в эту сессию. В нем будут меры, которые вводят элементы монополии на производство алкоголя, то есть подрезают теневой рынок оборота алкоголя и вводят меры, направленные на сокращение потребления алкоголя. Там даже содержатся элементы сухого закона, если соответствующий субъект принимает подобного рода решения. Поэтому по сути это только готовится.
Бейлин: Первое чтение антиалкогольного законопроекта прошло в конце февраля. Документ предусматривает запрет продажи любых спиртных напитков, то есть даже пива, с 11 вечера до 8 часов утра. Причем регионы смогут устанавливать дополнительное ограничение времени и мест продажи такой продукции.
| |