|
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нашла ответ на вопрос, почему в магазинах рыба стоит в три-четыре раза дороже, чем у рыбаков. Чиновники объявили, что почти 50% от цены рыбы на полке составляет серая зона - доход фирм-посредников, через которые проходят деньги. Производители удивлены: посредников в отрасли нет, а чиновники сравнивают несравнимое
Средняя розничная цена на мороженую рыбу превышает отпускную цену у рыбаков в 3-4 раза. При этом прибыль посредников - более 70%", - возмутился в начале апреля первый вице-премьер Виктор Зубков и поручил ФАС разобраться в трехмесячный срок. Как выяснилось, ответ у ФАС уже готов. Вчера служба представила результаты исследования ценообразования на рыбу в Москве и Московской области - на эти регионы приходится около 30% российского рынка рыбы в денежном и 10% в натуральном выражении (подробнее о методике см. врез). В среднем за 1 кг рыбы покупатель платит в торговых сетях 238 руб., подсчитали чиновники. 34% из этого получают производитель или оптовик, 20% - наценка торговой сети, а 46% - наценка посредников, рассказал автор исследования, начальник управления ЖКХ, строительства и природных ресурсов Рачик Петросян. Самая большая наценка посредников (ФАС называет ее серой зоной) - на наиболее ходовые и недорогие виды рыбы, например сельдь (49,1%), путассу (64,4%), мойву (51,8%) и горбушу (41,2%), говорится в материалах ФАС. «Это не реальные посредники, это посредники в деньгах, а не в товаре. Через эти фирмы проходят деньги, но такого количества посредников никто не знает, никто не понимает, что за реальная работа происходит за эти деньги», - заявил замруководителя ФАС Андрей Цариковский. Ни производители, ни сети не смогли дать службе четкого ответа на вопрос, с чем связана такая существенная разница между отпускными ценами производителей и закупочными ценами сетей и почему они не работают друг с другом напрямую, говорит он. По результатам исследования ФАС уже начала проверку отрасли на предмет нарушения антимонопольного законодательства, которая продлится еще в течение двух месяцев, говорит Цариковский. ФАС, по его словам, проверит все звенья цепи, в том числе выяснит, нет ли в отрасли сговоров и схем уходов от налогов. Рыбная отрасль очень специфическая: рыба - скоропортящийся продукт, который требует специальных условий перевозки и хранения, поэтому на этом рынке нет «лишних» компаний, удивляется топ-менеджер крупной компании, занимающейся добычей и переработкой рыбы. Никаких многочисленных посредников в отрасли нет, соглашается гендиректор ГК «Русское море» Дмитрий Дангауэр. ФАС сравнивает «несравнимые» понятия, предполагает исполнительный директор Союза переработчиков морепродуктов Алексей Тихон: производители и крупные оптовики продают, как правило, свежемороженую или охлажденную рыбу большими партиями, а на полках магазинов сельдь или мойва продаются уже в готовом к употреблению виде (соленая, копченая и проч.) в потребительской таре. «Именно расходы звена переработки ФАС и называет серой зоной», - считает Тихон. Служба не разделяла рыбу как у производителей, так и в магазинах на обработанную и необработанную, сделав сплошную выборку, отмечает представитель ФАС. Например, ГК «Русское море» практически со всеми крупными сетями работает напрямую, говорит Дангауэр. Так, совет директоров ЗАО «Русское море» (входит в ГК «Русское море») одобрил заключение контракта с ООО «Ашан» на поставку пресервов, морепродуктов, рыбы на 2011 г. на сумму свыше 400 млн руб., говорится в опубликованных вчера документах раскрытия группы.
| |