|
В Страстную среду церковь призывает каждого христианина, всмотревшись в историю жизни двух людей - раскаявшейся грешницы и апостола-предателя, заглянуть и в собственную душу: с кем мы - с предателем или с бывшей грешницей, совершившей ради Спасителя подвиг жертвенной любви.
В Великую Среду Страстной недели церковь вспоминает о жене-грешнице и о предательстве Иудином - блуднице, достигшей святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире, и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода.
Судьбы этих людей пересеклись в среду Страстной недели, незадолго до крестной смерти Христа. В этот день в Вифании, в доме Симона прокаженного, бывшая блудница Мария Магдалина возлила на голову Спасителя драгоценное миро, а Иуда пришел к первосвященникам и согласился за 30 сребреников предать своего Учителя.
Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду, а в знак выражения особого почтения кому-либо - ноги.
Ученики осудили поступок блудницы, зная, что Учитель их не терпел роскоши и выше всего ставил дела милосердия и благотворения. Но они в этом случае ошиблись. Господь оправдал ее поступок, как происходивший от теплой веры и сердечного сокрушения.
Кроме того, этому действию Господь дает и еще особое символическое значение - она предрекла смерть его: «возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори», - так как в древности был обычай умащать тела мертвых благовониями.
В награду за ее поступок Христос предрек ей всегдашнюю память о ее поступке между христианами, поэтому данное повествование включено в богослужение Великой Среды - церковь прославляет поступок этой жены, как бы проводя параллель по контрасту между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.
Иуда же ожидал от Христа земных благ, мирского богатства и владычества: его корыстолюбие теряло терпение, видя полную нестяжательность Учителя. Досада на Господа, обманувшего, как ему казалось, его надежды, и желание использовать хоть какой-нибудь случай к наживе, сделали Иуду предателем. Уже зная о решении синедриона схватить Господа, он сам пошел к первосвященникам, чтобы предложить им за деньги свои услуги. Ему назначили ничтожную сумму - цену беглого раба - «тридесять сребреник», то есть 30 серебряных, так называемых «священных сиклей», в каждом из которых было всего по 80 копеек приблизительно, а всего, следовательно, около 24 рублей серебром. И торговаться о цене Иуда не стал.
В Страстную среду Церковь призывает каждого христианина, всмотревшись в историю жизни этих людей, заглянуть и в собственную душу: с кем мы - с предателем или с бывшей грешницей, совершившей ради Спасителя подвиг жертвенной любви.
Материал подготовлен с использованием информации открытых источников
| |