|
Открылся Шанхайский автосалон - самая европейская из всех китайских автомобильных выставок. Но и она не лишена национальных особенностей - рядом с премьерами мирового значения все еще красуются стенды, полные подделок под известные бренды.
В Китае довольно суровое наказание за производство и распространение контрафакта - до 13 лет тюрьмы или штраф, с конфискацией товара. Под давлением мировой общественности и крупных игроков мирового рынка, у которых в Китае организовано производство, власти начали проводить рейды по выявлению поддельных товаров. Так, неделю назад после проверки были задержаны три тысячи человек, закрыты 292 интернет-магазина, конфисковано 26 000 мобильных телефонов (в основном Apple и Nokia) часы Rolex, сумки Louis Vuitton, детали к автомобилям различных марок, одежда и диски. При этом уголовно наказуемо только копирование товарных марок. Копии тех же товаров, но под собственными брендами, можно продавать совершенно легально. На этом принципе выстроена история развития китайского автопрома за последние десять-пятнадцать лет.
Здесь продают 13 млн машин в год, из них больше половины - местные марки. И это самый крупный рынок для люксовых брендов в мире. «То же самое, но дешевле», - говорят торговцы на китайских рынках и искренне недоумевают, что в этом плохого.
Так же, как растет качество «левых» сумочек Louis Vuitton, у которых швы с каждым годов все ровнее, улучшается и облик китайского национального автопрома. Раньше это были уродливые колымаги, сегодня это зачастую вполне современные, иногда даже привлекательные автомобили. Китайцам так и не удалось заставить экспатов автопрома, пришедших и создавших здесь десятки сборочных предприятий с местными марками (таковы условия входа на рынок) делиться технологиями. Но им это и не нужно. Наработки, навыки и достижения партнеров захватываются автоматически. Кроме того сформирована внушительная база опытных работников, выучившихся в иностранных компаниях. Благо почти все глобальные марки сегодня имеют собственные предприятия в Поднебесной.
Китайский рынок так ненасытен, что здесь хватает места и настоящим брендам и их клонам.
Шанхайский автосалон открылся для прессы 19 апреля. В девяти павильонах собрались более 100 автопроизводителей, считая коммерческий и грузовой транспорт. Всего на салоне больше 200 премьер из них полтора десятка у мировых брендов.
Audi показал компактный кроссовер Q3. Оранжевый малыш с пухлыми щечками и умильными фарами понравился публике. Его сразу обступила плотная толпа журналистов и не отпускали его из виду не на минуту. Продажи Audi Q3, дебютировавшего во вторник, стартуют в июне 2011 года. Автомобиль построен на той же платформе, что и обновленный ранее Volkswagen Tiguan, масса в переднеприводной версии не превышает 1500 кг. Автомобиль будет выпускаться с тремя двигателями - 2,0-литровым дизелем TDI и двумя бензиновыми моторами TFSI мощностью от 140 до 211 л.с. Трансмиссия - семиступенчатый S-Tronic c двойным сцеплением и полным приводом. Переднеприводная версия Q3 появится на рынке позднее.
Концепт Mercedes A-class с растекшимися фарами и бамперами, как «Таинственные часы» Сальвадора Дали, собрали не меньше оваций. Под капотом причудливой формы прячется новый бензиновый мотор с турбонаддувом мощностью 207 л.с. Автомобиль получил светодиодные фары, систему предупреждения столкновений, электронным «помощником» при торможении Brake Assist и мультимедийную систему Comand с выходом в интернет. Предполагается, что новая передниприводная платформа A-class ляжет в основу целого семейства компактных автомобилей Mercedes.
Было много местных люксовых премьер. Rolls-Royce Phantom с увеличенной на 170 мм колесной базой, а также в эксклюзивных комплектациях, доступных только для китайского рынка. Range Rover показал Evoque - сразу трехдверный и пятидверный, Jaguar выставил XJR. Ferrari FF крутилась на подиуме рядом с Maserati GranTurismo.
Вообще китайцы осматривают импортные люксовые машины с тем же благоговением, с которым продавец «паленых» iPad дотрагивался до настоящего Apple. Снаружи китайские планшеты не отличить, но программное обеспечение там сделано на коленке и страницы листаются со скоростью диафильма в проекторе. Они трогают швы, стучат по бамперу, ковыряют пальцем пластик, открывают иконки программ и листают фотографии, чтобы посмотреть, как это может работать.
Ведь на соседнем стенде стоят Hummer H1, Lexus RX400, Mazda3, Honda Accord, Mercedes B-class... только все они с незнакомыми шильдиками, заедающими молниями, западающими кнопочками, и заклинивающими ручками дверей.
Шанхай выделяется из ряда китайских городов. В нем почти не осталось азиатской архитектурной и бытовой первобытности - узких улочек, вынесенных на столбы проводов, грязных дворов, бедных кварталов, пряного запаха острых приправ.
Все наоборот. Небоскребы, широкие проспекты, многоуровневые развязки, стадионы, торговые центры, фешенебельные микрорайоны, ухоженные состоятельные люди и скоростные электропоезда. Фирменные магазины элитных товаров, красивая реклама на билбордах и шикарные рестораны. Это скорее Япония до цунами, чем Китай.
Но истинная сущность прорывается наружу. В центре города снуют люди и предлагают: «Часы, сумки, айфоны. Настоящие но дешевые». Стоит на минуту замешкаться в ответе, и тебя хватают за руку и тащат в лавочку в переулке, дальше проводят по потайной лестнице и впускают в шоурум элитных подделок через потайную дверь. Здесь развалы из часов, которые не отличить от настоящих, сумок, ремней, кошельков и техники. Можно и нужно торговаться, причем цена сбивается минимум в три раза. Опытный покупатель может опустить цену и в 10 раз. И здесь становится очевидно, что если бы машины не нужно было регистрировать официально, на шанхайском автосалоне стояли бы торговцы и предлагали бы паленые «Мерседесы» и «Лексусы», под оригинальными шильдиками «Настоящие, но дешевле», - «Называйте свою цену».
Автор: Мария Цыбульская (Шанхай)
| |