|
В 2012 году президентские выборы пройдут в двух десятках стран, в том числе в США, России, Индии, Франции и Мексике. Даже Китай ожидает смена лидера. Однако 2011 год наглядно продемонстрировал нам, что политическую данность далеко не всегда меняют такие предсказуемые события, как национальные выборы.
2011 год едва начался, а Франция уже устремила взгляд в 2012 год, год президентских и парламентских выборов. Если следующий год и не принесет нам конца света, как предсказывают некоторые, то все равно может серьезно изменить политическую картину мира.
В 2012 году по меньше мере в 20 государствах пройдут президентские выборы. Не останется в стороне и Китай, руководящие инстанции которого за неимением всеобщих выборов сами назначат себе нового лидера. Это не считая непредвиденные перемены в руководстве стран, яркие примеры которых мы уже видели за последние несколько месяцев. На первый взгляд, это затрагивает лишь незначительное меньшинство из 200 государств нашей планеты, однако на самом деле речь идет не о каких то там заштатных странах, а о демографических (Индия, Мексика и Россия) и экономических (Китай и США) гигантах, крупнейших странах Европейского Союза (Испания и Франция), а также ряде африканских государств (Сенегал, Габон и Кения).
Некоторые цифры
Всего в 2012 году нового лидера или президента могут получить 3,4 миллиарда человек, то есть половина населения мира (6,8 миллиардов человек по данным ООН на 2009 год).
Что касается экономики, совокупный ВВП этих стран превышает 28 триллионов долларов, что немногим меньше половины мирового ВВП, который, по оценкам МВФ, составил 62 триллиона долларов в 2010 году.
Однако самое большое значение наша группа стран приобретает в политическом и геостратегическом плане: в 2012 году возможность сменить лидера получат четыре из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН (единственным исключением станет Великобритания). Кроме того, в нее также входят пять (вышеупомянутые члены Совбеза плюс Индия) из девяти ядерных держав.
На первый взгляд, в этих фактах кроется потенциал для глубинных изменений политической обстановки во всем мире. Но так ли это на самом деле? Давайте вкратце рассмотрим основные из интересующих нас государств.
Обама и Саркози
В 2012 году перед французами и американцами встанет схожий выбор: доверить своему президенту второй и последний срок (соответственно, пять лет и четыре года) или же избрать на высший государственный пост кандидата от оппозиционной партии. Еще один общий момент: рейтинги Барака Обамы и Николя Саркози в настоящий момент оставляют желать много лучшего. Однако на этом сходство заканчивается: политические изменения в США, этом экономическом, политическом, культурном, стратегическом и в меньшей степени демографическом гиганте, окажут гораздо более значимое влияние на мир, нежели аналогичный сценарий во Франции. В Испании же премьер-министру Сапатеро третий срок уже и так не светит: недавно он заявил, что не собирается принимать участие парламентских выборах 2012 года.
Китай
В 2012 году 18-й съезд Коммунистической партии Китая станет важной исторической вехой и инструментом обновления руководящего класса страны. К концу следующего года Ху Цзиньтао больше не будет председателем КНР. Оставить свои посты придется также премьеру Госсовета республики Вэню Цзябао и председателю Всекитайского собрания народных представителей У Банго. Так, по итогам съезда со своими портфелями будут вынуждены распрощаться семеро из девяти членов Постоянного комитета Политбюро ЦК компартии (высший орган исполнительной власти в стране) и 14 из 25 членов Политбюро. Как пишет директор американского Brookings Institution Чен Ли (Cheng Li), «после 2012 года основные посты в сфере политики и идеологии, экономической и финансовой администрации, иностранных дел и военных операций будут принадлежать новым лицам».
Россия
Ход президентских выборов в стране будет решаться сверху: все шансы на победу будут у кандидата от правящей партии. Таким образом, вопрос сейчас заключается в том, кто будет этим официальным кандидатом, президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. Наш обозреватель Даниэль Верне (Daniel Vernet) уверен: «Пока Владимир Путин намекает на то, что не прочь снова вернуться в президентское кресло в 2012 году, Дмитрий Медведев напоминает, что он все еще здесь, не отказался от своей кандидатуры и пытается обеспечить себе необходимую поддержку, чтобы создать условия для переизбрания».
Директор Института международных и стратегических исследований (IRIS) и специалист по России Лор Делькур (Laure Delcour) также говорит о зарождающемся соперничестве двух политиков, однако считает, что политического столкновения между ними может и не быть: как один, так и второй вполне способен отказаться от участия в пользу другого. По ее словам, «главной темой выборов будет модернизация страны». Остается только понять, будет ли модернизационная программа, которую запустил Медведев в начале президентского мандата, продолжена в урезанной версии (и, значит, ограничится только экономическими инновациями), как того хочет Путин, или же более широкой «модификации» (с учетом мер по борьбе к коррупцией и демократизации общества), о которой говорит в своих выступлениях Дмитрий Медведев.
Индия
В Индии в свою очередь действует парламентская система при том, что настоящая власть находится в руках премьер-министра (сегодня это Манмохан Сингх), объясняет Жиль Бокера (Gilles Boquérat) из Французского института международных отношений (IFRI). Таким образом, президентские выборы здесь не играют такой роли, как парламентские, которые состоятся только в 2014 году.
Личные отношения
Личные отношения двух президентов могут оказать значительное влияние на связи между двумя государствами и даже на целый регион. Так, например, взаимопонимание президентов Франции и канцлеров ФРГ с 1960-х по 2000-е годы сыграло решающую роль в сотрудничестве двух стран и даже создании единой Европы. Тем не менее, возникшая напряженность в отношениях Николя Саркози и Ангелы Меркель положила конец этой традиции. В этой связи возможная смена лидеров окажет на ситуацию лишь довольно незначительный эффект, отмечает директор IRIS Белиг Набли (Béligh Nabli): «Хотя приход к власти харизматичных личностей, таких как Клинтон, Обама, Лула или Мандела, усиливает позиции их государств на международном уровне, взаимодействие сил на мировом уровне определяется не личными качествами лидеров, но такими стратегическими параметрами, как демографический, экономический, военный или политический вес».
По мнению эксперта, существует ряд факторов, которые, наоборот, обеспечивают преемственность внешней политики страны, несмотря на смену лидеров и правительств.
Таким образом, хотя 2012 год и представляет на первый взгляд широкие возможности для политических изменений по всему миру, совершенно не обязательно, что официальные групповые фото по итогам крупных международных собраний в начале и в конце года будут так уж сильно разниться. И даже если страны изберут себе новых лидеров, это не означает неизбежных перемен в их политике. 2011 год наглядно продемонстрировал нам, что политическую данность на нашей планете далеко не всегда меняют такие предсказуемые события, как национальные выборы.
«Slate.fr», Франция Грегуар Флеро (Grégoire Fleurot)
| |