|
В перестроечные 90-е Шеншины были молодожёнами - выпускниками художественного училища. В это время в стране с разваленной экономикой каждый выживал как мог.
Супруги-художники решили делать миниатюрные шкатулки... И так увлеклись этим ремеслом, что не перестают заниматься им до сих пор.
Ширпотреб non grata
Супруги Елена и Михаил Шеншины живут в Дзержинске Нижегородской области. У них небольшая уютная квартирка, в которой о ремесленничестве их хозяев говорит только письменный стол, заваленный эскизами и тюбиками с масляной краской. Однако это только вершина айсберга. В собственной мастерской, которую Михаил Шеншин соорудил в гараже, ждут своего часа огромные листы картона и большие станки, в том числе аэрограф и декомпрессор для рисования.
- 20 лет назад, когда мы с супругой решили, что будем делать шкатулки на продажу, кроме идеи, мы не имели ничего, - рассказывает Михаил Шеншин. - Это сейчас можно найти на youtube какое угодно руководство по резьбе или росписи. А во времена, когда вещи собственного производства были единственным источником средств к существованию, технология изготовления, очевидно, хранилась в строжайшем секрете.
Шеншины стали клеить шкатулки в стиле лаковых миниатюр русского купца Петра Колобова, сделавшего на них состояние в XVIII веке. Художники изготавливали основу из плотного картона, по технологии папье-маше. Рисунки делали на традиционную тематику - русские сказки, девушки в кокошниках, тройки и парочки.
- Мы, как любые другие новички, поначалу действовали вслепую и в первое время, честно говоря, занимались только подделками, - говорит Елена Шеншина. - Муж рисовал птицу-тройку и архитектуру, а я - людей в русском народном стиле.
Но Шеншины сразу сделали установку: не лепить ширпотреб. К своим шкатулкам они относились со всей серьёзностью, а к себе - со всей требовательностью. Для создания сюжетов с «русской красавицей» Елена штудировала книги по искусству и культурологии. Чтобы нарисовать тройку, Михаил изучал справочники по разведению лошадей. За пять лет в местной библиотеке он был единственным, кто брал книгу по коневодству...
Роспись по уровням
Шло время. В семье Шеншиных появилась дочь. Родители по-прежнему создавали картонные миниатюры. Почти каждый вечер, засыпая, дочь видела маму, расписывающую шкатулки при свете лампы. А папа в это время резал на полоски картон - делал основу для будущих коробок.
- При слове «папье-маше» мы представляем невесомую тарелку из мятой бумаги, - рассказывает Михаил Шеншин. - Хотя несколько веков назад из папье-маше делали настоящие кареты. На самом деле и шкатулки из многослойного обработанного картона такие же плотные и прочные, как если бы их вырезали из дерева.
Сухой картон, нарезанный на длинные полоски, наклеивается на деревянную форму и проглаживается горячим утюгом. Картон пропитывается лаком, затем форма обтачивается на станке и грунтуется. Для коробочек используются автомобильные краски: они самые стойкие. После грунтовки коробки, у которых, по классике, крышка чёрная, а внутренности - ярко-алые, отправляются в сушилку.
- На то, чтобы разрисовать одну шкатулку, требуется около полутора недель, ведь это многослойная живопись, - говорит о своей работе Елена Шеншина. - У каждого рисунка, который наносится на крышку, как минимум три слоя. Первый слой - расположение просто цветовых пятен. Второй - детали. Третий - самые мелкие черты. Эта многоуровневость создаёт ощущение объёмности изображения.
Шкатулки Шеншиных - очень маленькие, в пару сантиметров величиной. Персонажи, нарисованные на них, воспроизведены с машинной точностью. Однако всё, начиная со складки на одежде до реснички на глазу, прорисовывается вручную.
Миссия русского балета
Быстро устав от русских народных сюжетов, Шеншины стали создавать свои собственные. Когда их шкатулки начали продавать за границей, пришлось придумывать оформление «под менталитет».
- Вначале наши изделия продавались только на местном рынке, - говорит Елена Шеншина. - Потом - в Питере и Москве. Теперь их покупают в разных городах мира и даже коллекционируют.
По своему опыту супруги знают, что сегодня сюжеты на русскую тему за границей несколько утратили свою популярность. В Америке любят клоунов, цирк, а толстых не берут. В Италии обожают Синюю бороду, а ещё маски и карнавал. А вот во Франции до сих пор в фаворе хрупкие балерины. Русский балет приносит прибыль не только самим танцовщицам...
- Греет душу мысль, что где-нибудь в Штатах на камине у зажиточного американца, который улыбается во все 32 зуба, стоит наша, русская шкатулочка... - улыбается Елена.
По словам Шеншиных, создание расписных коробок не превращается в фабрику, поток. Каждый раз хочется чего-то нового - а значит, технология снова усложняется.
- Кажется, что шкатулка, которую мы сделали, не так интересна и хороша, как могла бы быть, - говорит художница. - Мы постоянно ищем другие направления - в оформлении, рисунках, технологии. Может, поэтому за 20 лет ручной работы нам это занятие нисколько не надоело.
Делая заготовку в мастерской, Михаил придумал, как сделать изображение на крышке ещё объёмнее. Супруги стали лепить детали, выпадающие из рисунка, из эпоксидной смолы и других материалов. Часто в картинку вплетается какая-нибудь мелочь - колёсико от часов, которое превращается в колесо велосипеда, или кусок одеяла, на котором лежит крохотный, всего лишь в пару миллиметров, плюшевый мишка.
Семейное сокровище
Только в последние пару лет от миниатюр Шеншиных появилась финансовая отдача. До этого шкатулки оставались хобби, приятной прибавкой к семейному бюджету.
- У нас привыкли к ширпотребу, и сейчас важно этот стереотип поменять, - считают художники. - В Европе к ручной работе относятся с большим интересом. С одной стороны, уважают ручной труд, с другой - отлично умеют различать мастерство и «поточное» барахло.
В семье Шеншиных хранятся вещи, которые достались Елене от её прабабушки. Выросшая в процветающей купеческой семье, прародительница на всю жизнь сохранила вкус к красивым предметам. Старинные вещицы, которые она очень берегла, - дореволюционные открытки, газеты, монеты, - стали настоящим сокровищем Шеншиных.
- Однажды меня попросили отреставрировать старинную шкатулку, - вспоминает Михаил. - В ней ничего не было сломано, просто вещь была очень старой. Я отказался, объяснив, что, если выкрашу её и поставлю новые стенки, шкатулка потеряет свою историю, а значит, очарование. Мы бы хотели, чтобы у каждого человека, каждой семьи были вот такие вот милые вещи, которые бы передавали из поколения в поколение. Маленькие вещицы с большой историей.
| |