|
Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного обращения с людьми при Совете Европы опубликовал доклад, в котором признал незаконными действия полиции во время и после разгона демонстрации 27 апреля 2007 года.
В 60-страничном докладе, посвященном состоянию эстонских тюрем, отмечается: полицейские во время массовых волнений в апреле 2007 года непропорционально применяли силу, задержанных заставляли подолгу находиться в одной позе, им отказывали в медицинской помощи даже «при наличии очевидных повреждений». Кроме того, многие смогли встретиться с адвокатом только в зале суда.
Странным образом отчет о поездке, которую члены комиссии совершили в мае 2007 года, появился только сейчас. Она была запланирована еще до событий вокруг переноса памятника Бронзовому солдату. И, по стечению обстоятельств, состоялась вскоре после них. Парламентарии были в Эстонии с 9 по 18 мая 2007 года - как раз тогда, когда в различных местах заключения по всему Таллину еще содержались задержанные полицией участники демонстрации.
Оказывается, делегация посетила и печально известный Терминал D - портовый склад, на территории которого удерживались сотни участников акции протеста против переноса памятника. Там, как говорили очевидцы, люди подвергались если не пыткам, то издевательствам и лишениям.
Если бы свидетельства, изложенные в докладе только сейчас, появились своевременно, то это смогло бы оказать позитивное влияние на ход судебного процесса над членами «Ночного дозора» - Дмитрием Линтером, Максимом Ревой и Марком Сирыком. Они провели в тюрьме более 7 месяцев, прежде чем их признали невиновными в организации массовых беспорядков.
Таллин не поменял отношения к русским
Запоздалое решение Совета Европы не сильно обрадовало лидеров «Ночного дозора». Один из них - Дмитрий Линтер заявил обозревателю «Известий» Ксении Фокиной, что Эстония и дальше будет нарушать собственные законы.
известия: Что вы думаете по поводу решения Совета Европы?
Дмитрий Линтер: Где они были четыре года назад? Когда здесь за сопротивление полиции привлекали к суду и накладывали административные аресты. Прошло четыре года. Погибли люди, наши дела дошли до Европейского суда по правам человека. Кроме того, доклад неполный. Там речь идет о превышении полномочий полицией. Но мы говорим не только о разгоне демонстрации, но и о «концлагерях», которые были устроены сразу после этого. Эстонская полиция сначала отрицала эти факты. Так же, как она отрицает, что Дмитрий Ганин (российский гражданин, житель Эстонии. - «Известия») был не единственным погибшим в день демонстрации. Я говорил с полицейскими, которые видели, как из здания Терминала D выносили два тела.
и: Кто-то числился пропавшим без вести. Что прояснилось за четыре года? Были ли проведены независимые расследования?
Линтер: В Эстонии это невозможно. Любая активность - только под надзором спецслужб. Все, кто пытается поднять эту тему, подвергаются гонениям и репрессиям. Информация засекречена. Я, например, уже пятый раз пытаюсь через суд получить свое оперативное дело, связанное с апрелем 2007 года. И документы моего уголовного дела. То, что нас оправдали, было неизбежно. Иначе нас пришлось бы осудить за частные высказывания. Марк Сирык сел бы за то, что раздавал шарики ветеранам, а я - за то, что давал интервью «Известиям».
Эстония не изменила своей политики по отношению к русскоязычному населению. Продолжается инспирирование скандалов, давление на ветеранов, дискредитация лидеров, уничтожение политических партий. Во главе Русской партии, например, просто поставили офицера спецслужб. Любой гражданский протест, активность или даже мнение приводят к уголовному преследованию.
и: По поводу скандалов, которые кем-то инспирируются. Недавно у Бронзового солдата появилась весьма провокационная табличка...
Линтер: На ней было написано, что «это монумент воинам Советской Армии, оккупировавшим 22 сентября 1944 года Таллин». Потом ее убрали под предлогом «покушения на нее». По факту вандализма возбудили уголовное дело. Но я не исключаю, что к 8-9 мая она снова появится.
| |