|
Ситуация в Ливии заставляет людей покидать свои дома и отправляться в поисках счастья в Европу. Большинство из них приезжают в Италию - это беженцы из Туниса, Ливии, других неспокойных стран арабского Востока. Проблема нелегальных мигрантов постепенно становится для стран Евросоюза главной в решении ливийского вопроса.
Почему беженцы бегут из Африки? На эту тему в утреннем эфире «Вестей ФМ» рассуждал Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока.
Соловьев: По поводу мигрантов, что же они мигрируют?
Сатановский: Ну, вот, смотрите, у вас прошла Великая Октябрьская Социалистическая Революция... Или давайте отойдем на 100 с небольшим лет назад, у вас прошла Великая французская революция. После того, как Бастилия пала, хорошее кончилось. И оно кончилось на десятилетия. Пришли в демократический парламент многочисленные воры, надо сказать, что демократия и казнокрадство, ну, просто не могут не быть неразрывными явлениями. Тут разведи руками, но начиная с Древнего Рима или греческих полисов, так было всегда. Непонятно, почему оно должно быть как-то иначе. А дальше начали включать гильотину, а дальше пошли наполеоновские войны... Если вы не Наполеон, а тут одно рабочее место, других нет, то, вообще-то говоря, вы начинаете бежать, куда попало, и искать себе место. И дальше, если вы Лафайет, то вы найдете его в будущих Соединенных Штатах Америки, а если вы много кто еще, то у Екатерины Великой, которая в армии своей имела много французов. Но демократия для вас, как выясняется, не панацея, не обещание хорошей жизни или, как говорил покойный Гамсахурдия, «это вам не лобио кушать».
Соловьев: Да, была у него такая фраза.
Сатановский: И в этой ситуации, а чем Тунис, Египет отличаются от, собственно говоря, Грузии, Франции, Российской Империи? Почему там свержение верховного руководителя и всяческое его утаптывание должны принести чего-то народу? Кто сказал, что эти революции вообще народу что-то приносят? Они приносят народу ощущение того, что будет хорошо. У меня такое ощущение три дня, как сейчас помню, в августе 1991 года было. У меня было приятное ощущение, не скрою, но дальше вам надо жить.
Соловьев: Но быстро проходящее.
Сатановский: Ну, три дня было - и хорошо. Потом на четвертый вы начинаете понимать, а где «хорошо», кто его раздает, кто его, собственно говоря, получит. Выясняется, что «хорошо» получат не совсем все, потому что пряников сладких всегда не хватает на всех, и здесь Окуджава был просто лучшим политологом планеты за время существования, по крайней мере, русскоязычной политологии. И дальше у вас чемодан, баржа, катер, любое плавсредство, остров Лампедуза. Доплывете до Сицилии - молодца. А куда вам еще деваться? Потому что выясняется: вы свергли диктатора. Может он и не диктатор был, потому что вот начинают уже революционная, демократическая, новая армия и полиция постреливать по демонстрантам. Оказывается, идут погромы церквей, а в случае и Джербы в Тунисе еще и синагог. Вот выходит, конечно, исламистский лидер Гануши - приличнейший человек, о котором я уже говорил, который из Лондона наконец вернулся, и говорит: «А мы не должны этого делать», - так он это говорит на высшем политическом уровне, а внизу-то толпа по улицам идет и лавки громит. И грабит магазины, и поджигает машины. И отели стоят пустые, а туристическая отрасль для вас важна, хоть в Египте, хоть в Тунисе. И вообще-то говоря, есть, конечно, безумные «тунисты» из России.
Соловьев: Я думаю, хорошее название сегодня - «тунисты». Безумные «тунисты» из России.
Сатановский: Нет, ну, наш турист пройдет везде. Наш турист пойдет туда, где можно выжить, и туда, где выжить нельзя. Он пойдет на теплое море, пробивая собой любую революцию, потому что для него не революция главное, а он привык в этом отеле отдыхать. И чего хотите делайте в вашей стран, вот нам обеспечьте, и мы поедем отдыхать. До той поры, пока, не дай бог, что-нибудь не случится.
| |