|
Всю ответственность за сомнительные операции по пластиковым картам вскоре будут нести не клиенты, а банкиры. Такое положение содержится в проекте закона о национальной платежной системе. Если сейчас клиент должен доказывать свою правоту перед банком в суде, то после вступления в силу нового закона оправдываться придется уже банкирам. Ситуацию для «Вестей ФМ» прокомментировал управляющий партнер компании «2К Аудит» Иван Андриевский.
«Вести ФМ»: Скажите, а насколько кардинально новый законопроект, если он будет принят, изменит существующий порядок вещей?
Андриевский: Абсолютно кардинально изменит.
«Вести ФМ»: То есть действительно не придется перед банком оправдываться, или все равно все будет так, что клиент всегда неправ, как обычно бывает, и нужно приходить, объясняться хотя бы потому, что у банков мощная юридическая служба?
Андриевский: Абсолютно с вами согласен. Банк всегда сильнее клиента, потому что у него мощная служба, и потому что по таким ситуациям его позиция всегда является отработанной. Но вот закон новый, он позволит меньше беспокоиться клиентупо тем случаям, если у него вдруг спишут деньги без его разрешения или украдут деньги, или это будет случайное списание, или его карточкой воспользуется киберпреступники через удаленный доступ - это все ляжет на плечи банка. И в данном случае закон как бы намекает банку: вы примите максимум мер для того, чтобы этого не было. А такой список мер существует. И банкам придется это делать. Хотя я думаю, что ответная реакция будет, что карточку выдают на основании соответствующего положения, разработанного и утвержденного в банке, и по сути договора. Вот там будут включены максимум моментов, обеспечивающих банку алиби. Но в принципе закон достаточно хороший и для потребителей выгодный.
«Вести ФМ»: Ну, а желание банкиров заработать больше и по максимуму снять с себя ответственность будет регулироваться рынком? И будет ли здесь действовать на банки конкуренция? Или существуют, возможно, какие-то негласные договоренности, которыми в принципе антимонопольная служба должна заниматься?
Андриевский: Вот что интересно, это то, что на банковском рынке картельные сговоры практически отсутствуют. Здесь они конкурируют между собой достаточно жестко и редко-редко между собой о чем-либо договариваются. Причем весьма сложно. Но зависит от того, как будет отработано судопроизводство. И какая будет практика правоприменительная по этому закону. Достаточно важно, в каком конечном виде закон выйдет. Что касается сомнительной операции, расшифровки этих сомнительных операций я пока не видел. Мы можем записать в этот список достаточно четко вопрос толкования в суде. Соответственно, получается дырка в законе.
«Вести ФМ»: Скажите, а законопроект определяет какие-то конкретные сроки, когда банки должны принимать решения?
Андриевский: Конечно на сегодняшний день «в течение года» - для клиента это практически значит «никогда». И новый закон на сегодняшний день пока этот вопрос не регулирует, хотя должен. Я думаю, что такие вопросы должны решаться в течение 30 дней. То есть если у меня с карточки пропали деньги, и я заявил об этом в банк, то в течение 30 дней мне должны эти денежки либо вернуть, либо прислать мотивированный отказ.
| |