|
ВР через суд требует $40 млрд от владельца затонувшей в прошлом году в Мексиканском заливе нефтяной платформы Deepwater Horizon. По мнению ВР, компания Transocean виновна в аварии, приведшей к гибели 11 человек и крупнейшей утечке нефти. BP вряд ли всерьез рассчитывает получить такую компенсацию, скорее она пытается восстановить свою репутацию, считают эксперты.
Ровно через год после аварии в Мексиканском заливе британская ВР подала иск против компании Transocean Ltd, владельца платформы Deepwater Horizon, взорвавшейся 20 апреля 2010 года. Соответствующие документы переданы в федеральный суд Нового Орлеана. ВР считает, что именно Transocean виновна в произошедшей катастрофе: в исковом заявлении говорится, что в момент аварии на платформе не сработало ни одно звено системы безопасности.
ВР требует, чтобы владелец платформы компенсировал все $40 млрд, которые компания потратила на ликвидацию последствий утечки нефти.
Также ВР подала иск против компании Cameron International, которая изготовила превентор - устройство, которое должно было герметизировать устье скважины в чрезвычайной ситуации. «Установленный на платформе Deepwater Horizon противовыбросовый механизм представлял опасность, что стало причиной столь масштабного ущерба, травм и потерь, а также усугубило степень нанесенного ВР вреда в результате прорыва скважины, - настаивает ВР. - Допущенные ошибки привели к потере контроля над скважиной и последующей утечке нефти».
Платформа Deepwater Horizon взорвалась 20 апреля 2010 года, при взрыве погибло 11 человек, в воды залива попало около 760 млн литров нефти. Наиболее пострадало побережье Луизианы, Алабамы и Флориды. Как сообщала ВР, авария произошла из-за того, что цементирование скважины Macondo,на которой работала платформа, было проведено неудовлетворительно, «пробка» на дне не сработала, что и привело к выбросу углеводородов. Газ через вентиляционные системы начал поступать в машинное отделение платформы, что вызвало взрыв и пожар. В отчете ВР сообщалось, что даже после взрыва и начала пожара, системы, которые должны были загерметизировать скважину, не сработали.
Британский концерн ранее уже заявлял, что считает виноватым не только себя, но и партнеров - в частности,специалисты ВР и компании Transocean неправильно оценили результаты теста на давление, а уже после аварии команда Transocean бездействовала на протяжении 40 минут, начав реагировать лишь тогда, когда нефть показалась на поверхности воды.
Также ВР заявляла и об ответственности компании Halliburton, которая участвовала в цементировании скважины.
Претензии к Transocean есть не только у ВР - компания фигурирует в списке ответчиков по иску Департамента юстиции США, который также считает, что подрядчик виновен в аварии в Мексиканском заливе. Сама Transocean заявляла, что ни одна буровая компания-подрядчик никогда не привлекалась к ответственности за утечки нефти. Из закона 1990 года о защите от разливов нефти следует, что «ответственность целиком лежит на владельце и операторе скважины», указывала Transocean.
Если ВР удастся доказать, что Transocean знала о возможности отказа системы безопасности платформы, вероятность возложить ответственность на подрядчика будет весьма высока, считает партнер юрфирмы Lidings Андрей Зеленин. «Но доказать это будет очень сложно, - предупреждает юрист. -
Иск ВР выглядит скорее как попытка выставить себя в более выгодном свете, хотя бы частично избавиться от пятна на своей репутации».
Рассчитывать на получение $40 млрд от владельца платформы ВР вряд ли может: чистая прибыль Transocean в 2009 году составила лишь $3,23 млрд, а в прошлом году она упала до $961 млн. «Сумма в $40 млрд весьма крупная даже для самой ВР, капитализация которой на момент аварии превышала $150 млрд, - говорит аналитик UBS Константин Черепанов. - Процесс обещает быть долгим, Transocean попытается всеми силами снизить меру своей ответственности».
В начале апреля американские власти заключили с ВР соглашение, по которому компании разрешается продолжить работы в Мексиканском заливе, но только на уже существующих скважинах. ВР пообещала обеспечить 24-часовой доступ на буровые платформы для государственных контролеров. Также компания представила подробные планы на случай чрезвычайной ситуации, разработанные с учетом прошлогоднего разлива нефти.
Автор: Алексей Топалов, Ольга Алексеева
| |