|
МОСКВА, 21 апреля. Решение правительства России об усилении мер безопасности на транспорте, принятое 2 февраля, «утонуло в болоте межведомственных склок».
Об этом в сегодняшнем номере пишет еженедельник «Аргументы недели». По данным издания, Минтранс выступил против предложений ФСБ о проверках и паспортном контроле за пассажирами междугородних автобусов и пока отстаивает свою ведомственную позицию вполне успешно. По мнению газеты, причина неуступчивости транспортного ведомства заключается в опасениях чиновников потерять контроль над доходами от объектов транспортной инфраструктуры и строительства.
«Аргументы недели» напоминают, что сразу после январского теракта в «Домодедово» Дмитрий Медведев заявил о необходимости повысить меры безопасности на общественном транспорте. Ведомства тогда отреагировали оперативно. Всего неделю спустя правительство России подготовило перечень мер для внесения поправок в уже существующий Закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Но вскоре стало понятно, что Минтранс предлагаемыми мерами очень недоволен и осуществлять их не собирается, пишет газета. 29 и 30 марта глава Минтранса Игорь Левитин отправил в правительство письма, в которых прямо говорится, что ведомство не согласно с предложениями, разработанными ФСБ.
«Что же не понравилось транспортникам настолько, что они решились на открытую фронду, откладывая под сукно выполнение поручения президента? - задаются вопросом "Аргументы недели". - Как выяснилось, они категорически возражают против использования спецслужбами практики применения "муляжей", с помощью которой выясняется эффективность работы служб безопасности вокзалов и аэропортов». Это немудрено, ибо, как показала практика, результаты проверок удручающие. Помимо этого Минтранс выступил против предложения продавать билеты на междугородние автобусы по паспорту.
Не устроили Игоря Левитина и предложения ФСБ о проверках исполнения его ведомством законодательства о безопасности, контроле за строительством вокзалов и аэропортов, а также о выборочных проверках автотранспорта милицией и Ространснадзором. Чиновники транспортного ведомства также выступают против досмотра пассажиров и их багажа - по их мнению, этим должны заниматься специальные подразделения транспортной безопасности. В итоге задача усиления защиты граждан от угрозы терроризма забуксовала в ворохе бумаг и межведомственных склок. Все попытки решить этот вопрос оперативно безнадежно тонут в трясине бюрократического аппарата транспортного ведомства, сообщает газета. Не помогла и памятная всем личная поездка Дмитрия Медведева на Киевский вокзал, когда выяснилось, что даже такой важный и многолюдный транспортный узел столицы милицией практически не охраняется, отмечает издание.
Как выясняется, у борьбы Минтранса с ФСБ есть не только ведомственная, но и куда более серьезная подоплека - контроль за распределением финансовых потоков, полагает газета. Идея главы Минтранса заключается в том, чтобы создать собственный центр безопасности на транспорте, который был бы подотчетен лишь самому Минтрансу. «Спрашивается, зачем это нужно транспортникам и с чего вдруг они решили брать на себя явно не свои функции? - задается вопросом газета. - Причины несложно понять, если вспомнить о том, что на заседании правительства страны в феврале текущего года было принято решение потратить в 2012-2014 гг. на безопасность на транспорте более 50 млрд рублей». Деньги более чем реальные. Зачем отдавать их спецслужбам, если можно освоить самим?
Кто будет контролировать их расходование на приобретение технических систем и устройств мониторинга, получает доступ к весьма интересным финансовым рычагам. К тому же кому бы не улыбнулась заманчивая возможность получить под свое начало вполне реальную и полностью подконтрольную спецслужбу с довольно широкими полномочиями, отмечает издание. Когда на кону стоят такие деньги и возможности, вопросы обеспечения безопасности для чиновников перестают быть приоритетными, констатирует газета. Пока Минтранс и ФСБ не согласуют свои ведомственные позиции, какая-либо реальная борьба за безопасность на российском транспорте останется лишь декларацией с экранов ТВ, приходят к выводу «Аргументы недели».
По оценке газеты, подобные межведомственные конфликты ставят под удар всю государственную политику, направленную на защиту населения страны от угрозы терроризма. Как долго руководство Минтранса в угоду своим ведомственным интересам будет ставить ей палки в колеса - неизвестно, однако первый тревожный звонок для министра транспорта уже прозвенел, отмечает издание. Генеральная прокуратура РФ провела проверку вокзалов, автостанций и аэропортов и установила, что «Минтранс России не в полной мере осуществляет возложенные на него функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения транспортной безопасности». По мнению Генпрокуратуры, именно Минтранс является главным тормозом в наведении порядка в этой сфере: из-за того, что ведомство Левитина до сих пор не утвердило конкретные требования по обеспечению безопасности, силовые органы не могут даже полностью оценить уязвимость этих объектов. В марте Генпрокуратура направила в Минтранс предложение как можно быстрее завершить эту работу, но это письмо тоже осталось без ответа.
И это, по всей видимости, будет продолжаться до тех пор, пока очередное ЧП не заставит всех задаться вопросом: почему же мы не делаем никаких выводов из собственного печального опыта? И что же реально со времени последней трагедии предпринял Минтранс во главе с господином Левитиным, который сделал заложниками своей «принципиальной» позиции всех тех, кто пользуется вокзалами, станциями, аэропортами, поездами, автобусами и самолетами, задаются вопросом «Аргументы недели».
| |