|
Ответственность за сомнительные операции по пластиковым картам вскоре будут нести не клиенты, а банки. Такое положение содержится в проекте закона о национальной платежной системе. Если сейчас клиент в случае возникновения проблем должен доказывать свою правоту перед банком в суде, то после вступления в силу нового закона оправдываться придется банкирам. С комментариями для «Вестей ФМ» - президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
«Вести ФМ»: Скажите, насколько новый закон поменяет, если он будет принят, положение вещей?
Тосунян: Если в такой формулировке будет принят, то это не только противоречит интересам банков, это противоречит здравому смыслу. Это будет довольно серьезное подспорье для мошенников, а таких немало среди участников рынка. Потому что в этом случае есть множество схем, с помощью которых можно совершать махинации и потом сваливать все на банк. Банки просто будут тогда вынуждены либо сокращать свои программы обслуживания карт, либо, что более вероятно, эти риски в стоимости своих услуг отражать, то есть будут претензии - почему такие комиссионные, почему это так дорого стоит. Потому что невозможно банку предусмотреть все возможные ошибки и тем более какие-то преступные умыслы мошенников. Здесь должна быть разумная пропорция ответственности, если все переложить на банки, то мы можем погубить просто этот сегмент рынка.
«Вести ФМ»: А существующая ныне пропорция, на ваш взгляд, разумная?
Тосунян: Существующая ныне пропорция выражается в том, что, с одной стороны, в течение определенного лимита времени клиент, если вдруг у него похитили карту или какая-то транзакция прошла, о которой он узнал, он сообщает об этом в банк, тот предпринимает меры и определенную ответственность на себя берет. В случае если это произошло спустя очень большой промежуток времени, тогда в суде надо доказывать, какая из сторон несет за это ответственность. Поэтому, если вы имеете в виду, что сейчас якобы ответственность лежит исключительно на клиенте, то это не совсем так. Все-таки на банке тоже лежит ответственность, в том случае если была вина банка установлена. Но когда клиент спустя 10 дней вдруг просыпается и говорит: ой, вы знаете, а с моего счета списали деньги, я вот только сейчас об этом узнал, вы понимаете, что здесь по крайней мере умысла за банком явно нет и он ответственность, естественно, нести не хочет. Пропорция, конечно, должна быть, но в разумных пределах.
«Вести ФМ»: Достаточно распространено явление, когда деньги списываются дважды по одному и тому же коду транзакции, а клиенты это могут заметить не сразу. Довольно странно, что им приходится доказывать, что это не их ошибка.
Тосунян: Вы понимаете, что когда двойное списание происходит, то это действительно действуют мошенники. Третье лицо действует, а никак не банк - это во-первых. Во-вторых, банки сейчас практически поголовно предлагают систему контроля за счетом - через СМС вам дают возможность контролировать состояние счета. И о любом списании вы через несколько секунд получаете информацию. Поэтому, если бы банки совсем ничего не делали и говорили, это ваши риски, это ваша ответственность, я бы ваш упрек еще принял. Но когда такая услуга предоставляется практически каждым банком и вы можете отследить, и дается приличный лимит времени, в течение которого вы должны оповестить банк о том, что произошло несанкционированное списание, то тут упреки неуместны.
| |