|
Знаменитый дирижер в воскресенье откроет Пасхальный фестиваль
Нагрузки на Мариинский театр запредельны
- Чтобы поговорить о Пасхальном фестивале, пришлось звонить вам в Милан.
- У меня здесь очень важные контрактные обязательства. Но партитуры, которые будут звучать на Пасхальном фестивале, тоже со мной, я постоянно с ними работаю. Например, только что прислали ноты «Траурной музыки» Феликса Кругликова - это прекрасный русский композитор и дирижер, живущий в Америке. На фестивале будет мировая премьера его сочинения, посвященного трагическим событиям в Японии. Исполним его с оркестром Мариинского театра в Воронеже, Омске и Москве.
- Но концерт открытия фестиваля в Москве в ближайшее воскресенье обойдется без премьер - хорошо знакомые «Хороводы» Щедрина, «Волшебное озеро» Лядова, «Александр Невский» Прокофьева с Ольгой Бородиной в качестве солистки. И в дальнейшем ваши фестивальные программы выдержаны примерно в том же ключе: сверхрепертуарные фортепианные концерты Рахманинова и Шостаковича в исполнении Дениса Мацуева, симфонии Чайковского...
- Знаете, я не люблю анатомировать программы. Музыка должна быть прежде всего хорошей. Если на открытии Пасхального фестиваля звучит русская музыка, почему бы нет. Тем более что все композиторы - крупнейшие. Мариинский театр - российский коллектив, я российский дирижер, фестиваль общенациональный, хотя вырос до международного масштаба. Не нахожу ничего неверного в том, что предложены такие программы. А выбор у нас большой. Мы играем все симфонии Шостаковича, все - Чайковского, огромное количество произведений Стравинского, того же Щедрина...
- Но есть одно исключение из русского ряда - «Лючия ди Ламмермур» в концертном исполнении, на которое впервые в Москву приезжает звездное французское сопрано Натали Дессей. Как удалось наладить с ней контакт?
- Я не являюсь мелким менеджером, работающим в управлении оперы Мариинского или какого-либо другого театра, задача которого - налаживать контакты. Я работаю со всеми или, давайте проявим скромность, почти со всеми крупными музыкантами нашего времени. Я хорошо отношусь к Натали, думаю, она ко мне не хуже, вот и вся сказка. Можете считать, что так проявилось наше огромное взаимное желание сотрудничать. На самом деле это совершенно естественно. Я не могу пригласить всех своих друзей выступить в России, для этого дней не хватит. Вы, наверное, уже забыли, как в 1992 году, когда никто из западных звезд не ездил ни в Петербург ни в Москву, у нас в Мариинском театре несколько раз выступал Пласидо Доминго. Он тогда был на пике мировой славы. Выступления были мотивированы абсолютно некоммерчески, Доминго считал для себя честью выступить на великой сцене, я был безмерно ему признателен. Выступал он со своей коронной партией Отелло в декорациях, костюмах. Вот такими должны быть выступления. Это не так называемый чес - слыхали такое слово? Москва сегодня разбаловала мировых звезд, ее воспринимают прежде всего как чесовую площадку для зарабатывания денег, говорю об этом с большим сожалением.
- У вас в программе Пасхального участвуют хоры из Южной Осетии и Абхазии, это очень благородный жест, но вместе с тем нет ни одного грузинского коллектива. После той вашей знаменитой концертной поездки 2008 года в разрушенный войной Цхинвали ваши отношения с Грузией так и не восстановились?
- Во-первых, Пасхальный фестиваль не является политически ангажированным - это событие творческое, художественное. Поэтому приглашения делаются хорам из Грузии, Армении, Сербии, Греции, Украины, Белоруссии, Литвы, Эстонии: Как, разумеется, и коллективам из многих регионов России. И в разное время очень многие из них приезжали. Но всех принять одновременно невозможно. На следующий год выступят другие коллективы. Ни о какой политической, а тем более антигрузинской позиции здесь и речи не может идти.
- Но вы, по-моему, с тех пор не ездили в Грузию с концертами, спектаклями.
- Знаете, я весьма занятой, может быть, самый занятой российский музыкант. Говорю об этом, кстати, без гордости. Я бы хотел ослабить нагрузки и на себя лично, и на коллектив. Мариинский театр в прошлом сезоне выступил с 740 спектаклями и концертами. Это невероятная цифра. Тут уже надо думать о том, чтобы адекватнее оценивать свои возможности. В том числе и исходя из бюджетной поддержки театра. Скажем, у Большого финансовая поддержка больше, а выступлений, наверное, в три или даже в пять раз меньше. Поэтому проблема здесь есть.
Без тайных концертов и гонораров в конвертах
- Кстати, насчет занятости. Буквально в эти дни вас назвали самым занятым дирижером в мире - это статистика сайта классической музыки bachtrack.com: 130 выступлений в год, в среднем по выступлению каждые 2,8 дня. Расскажите, что вы делаете в Милане помимо подготовки к Пасхальному фестивалю.
- Я здесь дирижирую восемью спектаклями «Турандот», даю концерты. Это была идея «Ла Скала» - чтобы мы с Марией Гулегиной и другими выдающимися певцами поставили «Турандот», разговор об этом зашел года три назад. Это совпало и с моими намерениями: я хотел работать именно с Гулегиной. Ее голос, как, наверное, ни у кого в мире, подходит к исполнению этой партии. И вот прошла премьера. Калафа пел выдающийся итальянский тенор Марко Берти. Партию Лю - Екатерина Щербаченко из Москвы. Знаете ее?
- Еще бы, она у нас в Большом театре - ведущее сопрано, весь репертуар поет, от «Дон Жуана» до «Войны и мира».
- Я с ней встретился первый раз. Хорошая певица, музыкальная.
- Судя по видеосюжетам в интернете, спектакль - традиционный по стилю. Без осовременивания в духе Большого театра, где по воле режиссера из Америки Франчески Замбелло подданные китайского императора трясли на сцене красными книжечками Мао.
- (Смеется.) Нет, здесь тоже достаточно сильный элемент новых технологий, вовсю используется видеопроекция на огромный экран, есть очень остроумные вещи, и назвать консервативным спектакль нельзя. «Турандот» с этим исполнительским составом мы уже показывали в Петербурге - я думаю, теперь надо и в Москве показать. Разумеется, в концертной форме - для спектакля в столице площадки сейчас нет.
- Между спектаклями у вас случаются паузы в день-два. Раскройте тайну - наверняка вы их используете для каких-то других выступлений?
- Не для каких-то. У меня нет тайных концертов, я не дирижирую на вечеринках, не выступаю с ансамблем цыган, не получаю гонораров в пакетах за рюмкой водки, у меня другая профессия. Я дирижер, публичная фигура, и все мои выступления, кроме благотворительных, которые я проводил и после бесланской трагедии, и после предыдущего землетрясения в Японии, и сейчас уже несколько акций после этого землетрясения провел, и еще проведу, - все это открыто. Например, в воскресенье я дирижировал симфонической программой: Виолончельный концерт Дворжака с Марио Брунелло и Шестая симфония Чайковского.
Страсти по «Грэмми»
| |