|
Об этом сообщается на сайте Нижегородской епархии.
Утреня Великой пятницы совершается в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых 12 Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.
Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как Путь, Истину и Жизнь, как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). И весь разговор Христа с апостолами проникнут радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:13).
Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая поясняет нам весь смысл прихода Спасителя: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:21).
Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком из Евангелия от Матфея о запечатывании гроба.
В Великую пятницу, когда умер на Кресте Спаситель, Божественная литургия не совершается, но утром, на службе часов, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.
Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.
Перед началом выноса Плащаницы в середине церкви устанавливается возвышение - «гроб», украшенный цветами, а на Престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.
Песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти Христа. После входа с Евангелием и пения «Свете Тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исаии. Апостол читается из первого Послания к коринфянам, Евангелие вновь составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении.
Стихи прокимнов и аллилуарий заимствованы из пророческих псалмов: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс 21:18), «Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси» (Пс 21:1), «Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней» (Пс 87:6).
После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы святого Симеона Богоприимца священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на Престоле.
Затем после «Отче наш» во время пения тропаря он поднимает Плащаницу над головой, обходит Престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб.
«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи», поется в тропаре Великой субботы.
В некоторых церквях после вечерни поется повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».
| |