|
Вернуть деньги за испорченный отпуск станет проще.
Вскоре продавцы отдыха не смогут составлять договоры с туристами по своему произволу: в России введут единый бланк путевок. Предполагается, что путешественникам будет проще возвращать свои деньги, если страна, куда они собрались, переживает революцию или атакована акулами-людоедами.
Впрочем, чиновники пока сами точно не знают, сможет ли такая «страховка» заставить туроператоров стать честными и ответственными.
К лету в Госдуму внесут поправки в закон «О туристской деятельности», они призваны защитить права туристов. Главное нововведение - появится единый образец турпутевки.
- Если мы сейчас возьмем десять турпутевок, то девять из них будут представлять собой кассовые ордера, которые уже давно отменены. Должна быть единая форма бланка, - объяснила директор департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Надежда Назина.
По ее словам, в этом документе будут отражены все тонкости, хотя какие именно, чиновники еще сами не решили. Точно будут условия путешествия (например, количество и характер экскурсий), стоимость, компенсации за испорченный отпуск. Бланк сделают и бумажным, и электронным. Интересно, что туроператоров обяжут присылать информацию обо всех путевках в некий госорган, но в какой, пока непонятно.
Почему государство решило ужесточить контроль над турфирмами - понятно. Слишком часто туристы оказываются брошенными на произвол судьбы, из беды их вызволяет кто угодно, только не сами фирмы. Так, весной прошлого года из-за извержения вулкана Эйяфьятлайокудль миллионам людей пришлось «жить» в аэропортах несколько дней. Осенью разорился один из крупнейших туроператоров России - «Капитал тур», оставив тысячи своих клиентов без отпуска и компенсаций. Спустя месяц на побережье Красного моря объявились акулы, которые покалечили несколько российских туристов. А затем в арабских республиках грянули революции. Туристам во всех этих историях приходилось полагаться на порядочность тех, кто отправил их за границу, поскольку множество нюансов в законах просто не прописано. Например, тем, кто пострадал от акул, компенсацию платили не туроператоры, а египетские власти.
Туроператоров надо жестче обязать возмещать убытки, считает начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. Сейчас турист может получить обратно стоимость всей путевки, только если в стране, куда он собирался, произошло стихийное бедствие или революция и МИД наложил запрет на посещение этого государства. Во всех остальных случаях закон невнятен, и получить компенсацию за испорченный отпуск практически невозможно. Туроператоры твердят - «форс-мажор» - и показывают пункт договора, который освобождает их от ответственности.
- Не всегда понятно, кто и в какие сроки должен принимать решение о наступлении форс-мажора, - говорит Прусаков. - Случай с акулой вскрыл эту проблему. Сегодня появилась акула, а завтра стая диких пчел. Кто должен сказать, что с сегодняшнего дня наступила опасность? Зоологи, Минсельхоз? Это в законе должно быть четко прописано.
Еще одна реалия, с которой сталкиваются отечественные туристы, - недобросовестные турагентства, которые собирают деньги и исчезают с ними в неизвестном направлении. Можно обратиться в правоохранительные органы, но результат не гарантирован. Здесь тоже нужно «подтянуть гайки», согласна исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
| |