|
МОСКВА, 22 апреля. Российские авиакомпании, совершающие полеты в Евросоюз, согласно директиве ЕС (2008/101/ЕС), с 2012 года будут включены во внутреннюю систему торговли сокращениями парниковых газов, призванную с помощью рыночных механизмов противодействовать глобальному изменению климата, пишет сегодня газета «Коммерсант».
Действия ЕС в России называют «первым примером климатического протекционизма», но ни у чиновников, ни у компаний нет реальных способов ему противодействовать. Авиабилеты для российских потребителей уже с 2012 года могут подорожать на $5-25. Сократить издержки российских компаний мог бы внутренний рынок торговли сокращениями в РФ, но создания его пока не ожидается.
Как отмечает «Коммерсант», рыночные инструменты климатической политики и перспективы создания внутренних рынков торговли сокращенными выбросами парниковых газов вчера обсуждали в Институте современного развития. Оборот национальных рынков сокращений выбросов, которые получили широкое распространение с Киотским протоколом, по оценкам Bloomberg New Energy Finance, в 2010 году составил порядка $170 млрд (львиная доля приходилась на рынок ЕС) и к 2020 году при условии создания обязательного рынка в США сможет достичь фактически $1,4 трлн. Национальные системы торговли разрешениями на выбросы, предполагающие госограничения на эмиссию СО2, уже существуют в Новой Зеландии. Пилотные программы внутренних систем в рамках отдельных территорий или отраслей создаются в США, Мексике, Австралии, Канаде, Китае, Японии, Бразилии, Корее, Украине, Белоруссии и Казахстане.
На сегодняшний день во внутреннюю систему торговли ЕС включено порядка 4 тыс. компаний из девяти секторов. Согласно директиве ЕС (2008/101/ЕС), вступившей в силу 2 февраля 2009 года, с 2012 года к ним будет присоединена авиация, в том числе все авиакомпании мира, которые выполняют полеты в страны-члены ЕС.
Как следует из вчерашних выступлений представителей российских авиаперевозчиков, они уже готовятся соответствовать требованиям ЕС, хотя и не очень этому рады. В частности, представители «Аэрофлота» и транспортной чартерной компании «Волга-Днепр» заявили, что уже сделали мониторинг выбросов CO2 (проводится ежегодно), прошли внешний аудит и теперь смогут претендовать на часть бесплатно распределяемых квот (авиационных разрешений ЕС на выбросы, EUAA) - 85%, которые будут выделены каждой компании на основании проведенного мониторинга. Оставшиеся 15% авиаперевозчики должны будут купить на открытом рынке в ЕС либо через рыночные механизмы Киотского протокола, срок которого истекает в 2012 году. Согласно данным Guardian, европейские авиаперевозчики, которые уже осуществляют программы по сокращению выбросов, только в 2012 году потратят на покупку сокращений порядка 1,4 млрд евро, а цены на авиабилеты, по оценкам Standard & Poor's, вырастут на 40 евро.
В случае несоответствия нормам ЕС российские авиакомпании могут попасть в «черный список» и не будут допущены к полетам на территории стран Евросоюза, а внутреннего рынка в РФ, где они смогли бы покупать сокращения, инвестируя во внутреннюю экономику, не существует. У российских компаний теоретически есть возможность покупать сокращения, полученные от проектов совместного осуществления Киотского протокола, проведенных в РФ, но в реальности условий для этого нет.
| |