|
Российский бизнесмен Владимир Антонов покупает шведский автозавод Saab у компании Spyker. Ранее предприниматель входил в число ее акционеров.
Эта полудетективная история началась в начале прошлого года, когда прежний собственник Saab - американский автогигант General Motors - продал убыточный шведский Saab голландскому производителю люксовых спорткаров Spyker. Но на условиях, что Антонов выйдет из числа ее акционеров. Западные СМИ тогда писали: американцы подозревают бизнесмена в связях с организованной преступностью. Хотя возможно, что реальной причиной дискриминации стало нежелание General Motors делиться с россиянином техническими секретами. Как это, по сути, произошло со сделкой по продаже Opel.
В итоге сбылся самый ужасный для американцев сценарий. Покинув Spyker, Антонов не отступился от намерений приобрести знаменитый бренд. И в результате заключил соглашение о выкупе завода Saab, расположенного в индустриальном городке Тролльхеттан. Цена вопроса - 270 млн крон, или $43,3 млн. На прошлой неделе сделку одобрило правительство Швеции.
Сейчас перед Saab стоят две задачи. Первая, тактическая, - найти оборотные средства для реанимации марки. Компания если и не находится на грани банкротства, то испытывает серьезные финансовые трудности. Недавно ей даже пришлось остановить конвейер на три дня в связи с неоплатой счетов на поставку комплектующих. Вторая, назовем ее стратегической, - определиться со своей нишей. Пока шведские машины отпугивают потребителей своей дороговизной, хотя и считаются безопасными. Достаточно сказать, что в 2010 году автопроизводитель реализовал всего несколько десятков тысяч автомобилей, то есть символический объем. А Ассоциация европейского бизнеса, регулярно подсчитывающая продажи концернов в России, перестала упоминать Saab в своем рейтинге.
Исправить положение может перенос части производственных мощностей из «дорогой» Швеции в «дешевую» Россию, рассуждают западные аналитики. Но это возможно только в теории. Мало того, что шведские власти не допустят такой «миграции» (производство автомобилей - это и рабочие руки, и налоги). Так еще продажи рискуют рухнуть полностью. Если автомобили Saab начнут собирать в Тольятти или Нижнем Новгороде, от бренда отвернутся даже его преданные поклонники. В общем, пока эксперты теряются в догадках, что Антонов будет делать с приобретением. Но в любом случае эта сделка станет первой в истории, когда российский бизнес сумел приобрести по-настоящему высокотехнологичное автопроизводство.
| |