|
«Приняты беспрецедентные меры безопасности. Они очень четкие и грамотные, гарантированно не допускающие проникновения террористов на всю огромную территорию проведения Олимпиады», - заявил газете ВЗГЛЯД краснодарский сенатор Александр Починок. Так он прокомментировал последние инциденты в соседней Абхазии, на территории которой вновь появились грузинские диверсанты.
В середине мая начнется отсчет последней тысячи дней до старта зимней Олимпиады в Сочи. В начале недели вице-премьер Дмитрий Козак, ответственный за строительство олимпийской инфраструктуры, доложил премьер-министру Владимиру Путину, что подготовка к Играм идет успешно. «Мы прошли с точки зрения подготовки к Олимпиаде около 70% пути. Программа собственно физических работ - чуть более 40%, а с учетом еще подготовительных работ, то есть работ, связанных с проектированием, с отбором земельных участков, с привязкой к земле конкретных объектов, - это всего около 70% пути», - отчитался Козак.
К концу 2011 года, по его словам, все объекты горного кластера должны быть сданы в эксплуатацию, а «весной и летом будущего года будет закончено строительство в прибрежном кластере». В свою очередь Путин наказал Козаку следить за тем, чтобы построенные объекты «служили людям многие, многие десятилетия после окончания Олимпийских игр». «Я вас прошу на этот счет отдельно подумать и отдельно потом еще доложить», - велел Путин.
Известно, что власти готовят беспрецедентные для подобного мероприятия меры безопасности. В Сочи вскоре заработает специальный штаб, который будет координировать меры антитеррора. О том, как решаются возникающие в ходе процесса проблемы и смогут ли, к примеру, власти Грузии помешать проведению Игр, газете ВЗГЛЯД рассказал член Совета Федерации, представитель губернатора Краснодарского края Александр Починок.
ВЗГЛЯД: Александр Петрович, вице-премьер Козак заявил, что Россия уже готова к Играм на 70%. Однако отстроено пока менее трети всех объектов (131 объект из 545). Как, на ваш взгляд, идет строительство?
Александр Починок: Отстроено - это в каком смысле понимать! Стройка идет на всех основных объектах. Сроки строительства известны. Дворцы спорта в среднем 12-18 месяцев строятся. Нет случая, когда дворец спорта или площадка со льдом строились бы больше двух лет. То есть времени больше чем достаточно. Подготовительные и инфраструктурные работы - самое тяжелое и дорогое - в большей мере выполнены.
ВЗГЛЯД: В марте мэр Анапы призвал краевые власти не допустить добычи песка вдоль побережья Краснодарского края, поскольку это ставит под вопрос само существование Анапы как курорта. В конце марта губернатор края Александр Ткачев обсуждал этот вопрос с Козаком, который поручил министру природных ресурсов и экологии Юрию Трутневу разобраться...
А. П.: Был очень удачный пример - в Геленджике мы видим прекрасную рукотворную насыпную набережную с пляжем. Экология нарушена не была. Она радует жителей Геленджика и гостей города. Все прекрасно! Да, в Черном море добывают песок, но не надо залезать в те районы, что нарушило бы баланс.
У нас есть и печальный пример, когда укрепляли Пицунду не так, как надо. Ошиблись с гидрогеологией. После этого штормами вышибало первые этажи у стекляшек, размывало пляж. Там сделали с ошибками, а в Геленджике сделали замечательно. Поэтому и было дано поручение еще раз разобраться, что там можно и нельзя делать.
ВЗГЛЯД: Абхазия выразила готовность предоставить свой аэропорт и свои гостиницы с санаториями для будущих гостей Олимпиады. Как говорил газете ВЗГЛЯД премьер-министр Сергей Шамба, республика может принимать международные рейсы. Но Россия, посетовал премьер, пока не проявляет интереса к этому предложению. Это, по-вашему, связано с политикой или более практичными причинами?
А. П.: Под лежачий камень вода не течет. Абхазия сама должна предлагать. Они должны приводить в порядок инфраструктуру, гостиницы и т. д. Не может быть решений Российской Федерации, обязывающих туриста Джона Смита селиться в такой-то гостинице. Он сам делает выбор.
Я напомню, что за последние годы в Сочи было построено порядка двух тысяч частных гостиниц. Также там продолжается активное строительство инфраструктуры для спортсменов и участников Олимпиады. Туристы будут приезжать и сами выбирать, где селиться. Если Абхазия подготовит хорошие гостиницы, то туда поедут люди. Пусть стараются и привлекают туристов. Обратите внимание, что туристы охотно едут в Абхазию, но жалуются сейчас на качество сервиса, на сбои в питании, на устаревшую инфраструктуру. То есть все зависит от уважаемой Абхазии.
ВЗГЛЯД: Предстоящая Олимпиада изменила рынок труда Сочи. По мнению экспертов, сейчас в городе в основном востребованы рабочие специальности и специалисты среднего звена. Но вскоре массово потребуются специалисты в сфере сервиса - до 40 тысяч. Где набрать эту силу?
А. П.: Если мы сейчас выйдем на набережную Сочи и спросим, кто нам что-то продает, кто обслуживает в ресторане, кто с нами занимается, то мы увидим, что в основном это жители не самого Сочи, а всего Краснодарского края и других регионов. Будет очень много добровольцев. Есть программы переподготовки, поэтому появится достаточно специалистов.
ВЗГЛЯД: В кавказских республиках высокая безработица. Их представителей могут нанимать на работу во время Олимпиады? Как у них с квалификацией и навыками сервиса?
А. П.: Могут. Если они захотят приехать работать на Олимпиаде, если они выучатся этим специальностям, то их примут с огромным удовольствием. Нигде нет никакой принудиловки и обязаловки, как в СССР. Мы не заставляем прислать по разнарядке на Олимпиаду столько-то народу. Люди сами записываются в добровольцы. Их очень и очень много. Больше того, мы проводили собрания с ребятами, основой нашего добровольческого движения, которые ко времени проведения Игр будут достаточно взрослыми. Сейчас местные вузы готовят специальные группы. Москвичи готовят. Специалисты будут.
ВЗГЛЯД: Россия выразила готовность усилить Черноморский флот накануне Олимпиады. Однако согласно действующим договоренностям, перевооружение ЧФ возможно только с согласия Украины, поэтому требуется новое соглашение. Согласится ли на это Киев, не требуя ничего взамен?
А. П.: Это переговорная позиция. И Россию, и Украину интересует наличие хорошего Черноморского флота, который гарантировал бы безопасность в регионе. Тем более речь идет не о глобальном усилении. Речь идет о модернизации устаревшего флота, который необходим для выполнения пограничных, контрольных и других функций. Есть программа развития Вооруженных сил России. Там четко написано, что и чего мы хотим. Это очень простая и понятная позиция.
ВЗГЛЯД: Но президент Украины Виктор Янукович в начале апреля в послании Верховной раде заявил, что «целесообразно провести ревизию проблемных вопросов, связанных с нахождением ЧФ России в Украине».
А. П.: Очень хорошо! Пусть смотрят. Может, убедятся, что Черноморскому флоту надо больше помогать.
ВЗГЛЯД: В феврале, посещая Сочи, Дмитрий Медведев подчеркнул, что наибольшую опасность для Олимпийских игр представляет Грузия. В апреле произошел инцидент на грузино-абхазской границе, в результате которого погиб российский пограничник. Каковы шансы, что Грузии удастся в канун Олимпиады инициировать какие-либо волнения? Сравнительно недавно в Тбилиси активисты черкесского движения обсуждали возможность манифестаций протеста во время Олимпиады, мотивируя их тем, что на территории нынешнего Сочи в середине ХIХ века царские войска устроили геноцид черкесского народа...
А. П.: Надо понимать реалии современного мира, не бряцать оружием, а садиться за стол переговоров и заниматься проблемами населения: возращение беженцев со всех сторон, создание для них нормальных условий жизни.
Тбилиси пора прекращать крики, что давайте мы немедленно введем грузинские войска в Абхазию и т. д. Для чего Олимпиада собиралась всегда? Во время Олимпиады все прекращали воевать, оружие клали на землю. Так и здесь - задача простая.
Медведев очень четко сказал, что нужен мир в регионе. И тут все зависит и от Грузии, и от России, и от Абхазии, и от Южной Осетии. Но Россия со своей стороны сделала достаточно много шагов и готова к любым переговорам, если они конструктивные. Но если Грузия будет занимать неконструктивную позицию, будет очень плохо. Я надеюсь, что все мировое сообщество понимает, что нужен именно конструктивный мир.
ВЗГЛЯД: Вскоре в Сочи начнет действовать оперативный штаб по поддержанию безопасности будущей Олимпиады. На ваш взгляд, подготовка в этой сфере идет в достаточном темпе?
А. П.: В Сочи готовится самая мощная из всех систем безопасности проведения Олимпиад, которые когда-либо были. Там приняты беспрецедентные меры безопасности. Они очень четкие и грамотные, и гарантированно не допускающие проникновения террористов на всю огромную территорию проведения Олимпиады и города Сочи.
ВЗГЛЯД: В Рунете появились призывы провести митинги с названием «Хватит кормить Кавказ!». Организаторы считают, что в России должно быть «бюджетное равноправие». В соседнем с вашим Ставропольском крае в прошлом году в Сети собирали подписи за выход края из общего с северокавказскими республиками округа. Как бы вы оценили нынешнее состояние национальных отношений в регионе?
А. П.: Люди недовольны состоянием межнациональных отношений, и люди ищут варианты, как обеспечить межнациональный мир. Это показатель того, что власти недорабатывают. Все, что происходит негативного в Кабардино-Балкарии, в Дагестане, - это недоработки власти. Но и позитивного сделано достаточно много. Мы видим прогресс в Чеченской Республике, мы видим наметившейся прогресс в Ингушетии. Просто надо работать и убеждать людей, заставлять их здесь нельзя. Им жить там, а построить мир на Кавказе - очень сложное дело, но возможное и необходимое.
Я сам родился в Челябинске. Я приехал и живу в Москве. Я прекрасно помню лозунги Эстонии, Литвы и Латвии про «хватит кормить русских!». Мы помним, к чему это привело. Мы можем выйти с лозунгами «хватит кормить Москву», «хватит кормить кого-то», но надо понимать простую вещь: мы не кормим кого-то - мы единая страна. Мы смотрим, что нужно в этом стране делать. Мы утверждаем единый бюджет. И если нужны программы на Кавказе, они там реализуются. Никто не говорит, что надо за счет рабочего, скажем, из Иваново кормить бездельника на Кавказе. Речь идет о том, чтобы создать инфраструктуру и рабочие места, чтобы люди на Кавказе зарабатывали себе сами.
| |