|
Подумать над тем, как ограничить темпы роста тарифов естественных монополий в 2012-2014 годах, поручил правительству Владимир Путин. По словам премьер-министра, рост тарифов «не должен подавлять общую экономическую активность в стране». Какими могут быть последствия от реализации этой инициативы, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Пока предполагается, что товары и услуги естественных монополий будут дорожать быстрее, чем запланированная инфляция. В основном речь идёт о двузначных цифрах. Так, в будущем году газ для промышленных потребителей может подорожать на 15% при инфляции, планируемой на уровне 5-6%. Примерно такими темпами и может быть ограничен рост тарифов естественных монополий. С одной стороны, подобные планы сейчас выглядят нелогично, а с другой - вполне объяснимо, отмечает главный экономист по России и СНГ банка BNP Paribas Юлия Цепляева.
«Тарифы повышаются сильнее или слабее часто благодаря политическим, а не экономическим решениям. В кризис для предоставления большей свободы манёвра для реального сектора экономики рост тарифов был существенно ограничен. Более существенное повешение тарифов во времена, когда Россия устойчиво выходит из кризиса, кажется достаточно естественным решением. К тому же, если Россия серьёзно намерена вступать во Всемирную торговую организацию, рост тарифов кажется неизбежным. И этот рост может превышать и 20, и 25% в год», - говорит Цепляева.
Сдерживание тарифов будет тормозить инфляцию. Но проблема в том, что сейчас товары и услуги естественных монополий зачастую обходятся потребителю дешевле, чем реально стоит производство этих благ, говорит главный экономист финансовой корпорации «Открытие» Владимир Тихомиров. Компании понесут убытки и рано или поздно пойдут за компенсацией к государству. И если равновесие здесь не будет восстановлено, пересмотр инвестиционных программ выльется в замедление экономики, отмечает эксперт.
«Путь решения проблемы тарифов, наверное, заключается как раз в более быстром повышении тарифов, чтобы вывести их на уровень себестоимости и после этого контролировать дальнейший рост на уровень инфляции, не более. А попытка заморозить проблему, отложить её на более поздний срок, фактически не решает фундаментальной, корневой проблемы в экономике - убыточность крупных предприятий с одной стороны и постоянные инфляционные ожидания, связанные том числе и с ростом тарифов, - с другой», - комментирует Тихомиров.
Впрочем, не стоит думать, что все тарифы могут быть жёстко ограничены темпами инфляции. Так, газ для населения по-прежнему будет дорожать на уровне 15%, пояснили в Минэкономразвития. Подобные варианты прорабатываются и по тарифам на электроэнергию - в МЭР обещали учитывать интересы частных инвесторов в этом секторе. С одной стороны, розничный потребитель сейчас и так платит гораздо меньше оптового, с другой - специфику отрасли действительно стоит учесть, считает Владимир Тихомиров из финансовой корпорации «Открытие».
«В электроэнергетике присутствует достаточное количество иностранных инвесторов, которые инвестируют и в модернизацию, и в расширение мощностей. И если правительство решит изменить свою тарифную программу, то возникнут проблемы, связанные фактически с изменением условий деятельности для иностранных инвесторов. Поэтому я думаю, что с электроэнергетикой вопрос более сложный», - поясняет Тихомиров.
Конкретные расчёты по поводу возможного сдерживания тарифов министерства должны подготовить в течение полутора месяцев.
| |