|
«Никто лучше нас не может создать сердце интеллектуальной навигационной аппаратуры», - рассказал газете ВЗГЛЯД генеральный директор-генеральный конструктор «Российских космических систем» Юрий Урличич. Он сообщил, что система ГЛОНАСС соревнуется только с GPS США, остальные страны отстали в развитии таких систем на годы.
В конце 2011 года начнется массовый выпуск навигатора ГЛОНАСС/GPS для автомобилей. Причем с 2013 года все новые автомобили, представленные на российском рынке, будут оснащаться в обязательном порядке так называемыми терминалами ЭРА-ГЛОНАСС.
Эти меры будут приниматься в рамках федеральной целевой программы экстренного реагирования, которая поможет повысить безопасность на автодорогах. К примеру, в случае аварии терминал автоматически передает в центр оператора системы информацию о времени и координатах аварии, а также позволяет сократить время прибытия скорой помощи и служб реагирования.
Первым пилотным регионом для проекта ЭРА-ГЛОНАСС станет Москва, а в 2013 году система должна охватить всю Россию. Фактически, ЭРА-ГЛОНАСС - это системообразующий проект для развития ГЛОНАСС в регионах России.
Проект ЭРА-ГЛОНАСС является ключевым в будущей интеллектуальной транспортной системе (ИТС) Москвы, которая будет внедрена уже в этом году. ИТС представляет собой комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, позволяющих оптимизировать уличные потоки, решить задачи управления дорожным движением, мониторинга и управления работой всех видов транспорта. ИТС подразумевает также управление светофорами и системой сбора платежей. Внедрение в столице ИТС поможет снизить плотность дорожного трафика в центре Москвы и частично решить проблему пробок.
Фактически с реализацией проектов ЭРА-ГЛОНАСС и построением ИТС, а также ее элементов, продукты ГЛОНАСС дойдут до потребителей, поскольку до этого времени ими пользовались только государственные структуры.
О том, какими темпами будет идти реализация проекта ЭРА-ГЛОНАСС, а также о том, какое будущее ждет Глобальную навигационную спутниковую систему (ГЛОНАСС), газете ВЗГЛЯД рассказал генеральный конструктор ГЛОНАСС, генеральный директор ОАО «Российские космические системы» Юрий Урличич.
ВЗГЛЯД: Действительно ли на мировом рынке навигационных систем Россия конкурирует только с США?
Юрий Урличич: Только две страны в мире - Россия с системой ГЛОНАСС и США с системой GPS - имеют глобальные системы позиционирования. Европейцы со своей системой Galileo в этом плане отстают на 8 лет, и еще будут продолжать отставать.
ВЗГЛЯД: То есть, Европа отстает от России?
Ю.У.: Да, абсолютно верно. Все навигационное сообщество это знает, и европейцы это знают. Они выбрали путь тупиковый, как оказалось. Теперь они вынуждены сворачивать с этого пути. Они отстают от своих собственных планов на 8 лет.
Китайская система Compass/BeiDou также пытается догнать нас. Они сделали региональный сегмент, теперь пытаются сделать глобальный сегмент. Но реально по срокам внедрения они соревнуются с европейцами, а не с нами и США. Они намного отстают от нас. Другие страны еще только предполагают развитие таких систем.
ВЗГЛЯД: Насколько активно идет внедрение продуктов ГЛОНАСС на российском рынке?
Ю.У.: Что касается России, то темпы роста внедрения систем ГЛОНАСС, которые применяются при мониторинге движения транспорта, достаточно впечатляющие. В 2008 году было внедрено порядка 10 тысяч систем, в 2009 году - 50 тысяч, а в 2010 -100 тысяч. В этом году ожидается рост от 200 тысяч до 500 тысяч систем мониторинга транспорта. Это касается и крупных проектов систем управления мобильными нарядами ГУВД Москвы, который внедряется уже третий год. Пожалуй, это самый успешный проект на сегодняшний день. Выигрыш в том, что по горячим следам стало раскрываться намного больше преступлений, даже в разы больше.
Кроме того, системы ГЛОНАСС используются в небольших автотранспортных хозяйствах по всей России. Окупаемость таких систем от двух месяцев до года. Они очень выгодны по той простой причине, что с помощью них ликвидируются «левые рейсы». Все это можно и нужно мониторить. Нормально отлаженное автотранспортное хозяйство, где нет «левых рейсов», каких-то приписок, слива топлива, существенно оптимизирует расходы. Допустим, всем известно, что сливается примерно 20% топлива для частных нужд самих водителей. Со времен СССР слив топлива был отдельной статьей доходов водителей. Проводя мониторинг за движением транспорта, хозяйства могут грамотно продумать логистику каждого маршрута.
С другой стороны, учет пробок с помощью навигационной системы по той же Москве помогает водителям грамотно спланировать свой путь и объехать загруженные участки. Кстати, подсчитано, что Москва теряет порядка 40 млрд рублей в пробках, и это ежегодно. Система мониторинга в сочетании с ИТС поможет решить эту проблему примерно на 10-15%.
ВЗГЛЯД: Сейчас идет работа над реализацией проекта по внедрению системы экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Москва испытает на себе первой все преимущества этой системы. Почему другие регионы не задумываются о внедрении этой системы?
Ю.У.: Если говорить о всех продуктах ГЛОНАСС, к примеру, о развитии информационных навигационных систем, то пилотным регионом была не Москва, а Ярославская область, где мы 4 года работали бесплатно, убеждая всех в том, что этим необходимо заниматься. Кроме того, это Калуга. Элементы интеллектуальной транспортной системы (ИТС) были реализованы в Одинцово, в Дубне. Многие регионы этим занимаются: и Санкт-Петербург, и Казань, и Красноярск.
Что касается ЭРА-ГЛОНАСС, то помимо Москвы был выбран еще и Санкт-Петербург. Второй год этот проект финансируется из бюджета. До этого мы инициативно разрабатывали проект. Два года назад я вынес этот проект на комиссию по модернизации экономики при президенте России. Проект прошел, после чего началось финансирование - 180 млн рублей в прошлом году, 1,2 млрд рублей запланировано на 2011 год. В конечном счете, будут отработаны пилотные зоны, после чего мы сможем увидеть результаты. В 2011 году будет подключено два региона, а со следующего года уже одиннадцать. С 2013 года система ЭРА ГЛОНАСС должна будет разворачиваться по всей территории.
ВЗГЛЯД: То есть, первые результаты по Москве и Санкт-Петербургу мы сможем увидеть в этом году?
Ю.А.: Совершенно верно.
ВЗГЛЯД: И все-таки, есть ли сложности на пути к реализации этих проектов?
Ю.А.: В любых проектах есть сложности в двух факторах - в финансовом или материальном и человеческом или психологическом. Если в таких крупных проектах как ЭРА-ГЛОНАСС есть политическое решение и ресурс: интеллектуальный, трудовой, технический - то задачка решается. Если чего-то нет из составляющих, то не решается.
Я замечаю, что психологическое восприятие проектов ГЛОНАСС стало меняться с негативного на позитивное. И это значит, что наши дела говорят сами за себя. Технически мы имеем все решения, которые необходимы для осуществления проектов.
Конечно, остаются какие-то детали. В частности, нашей компании «Российские технические системы» пришлось финансировать разработку чипсета ГеоС-3, который будет использоваться в навигаторах. Мы искренне считаем, что нужно финансировать и такие проекты.
Есть орбитальные группировки, есть наземный комплекс управления, есть много чего, но это все нужно донести до потребителя, чтобы он мог воспользоваться этим. Поэтому те кирпичики, из которых складывается навигационная аппаратура, мы должны создать. И никто лучше нас не может создать сердце интеллектуальной навигационной аппаратуры. Поэтому мы финансируем его. Думаю, к концу год мы увидим первые результаты.
На втором месте - это проблемы, связанные с выбором сетей связи. Кто-то говорит, что все можно решить с помощью сотовой связи. Но территория страны покрыта сетями сотовой связи лишь на 40%. Для системы экстренного реагирования необходимо полное покрытие территории. Соответственно, нужны какие-то другие средства связи помимо сотовой. Кто-то предлагает УКВ-связь, кто-то систему ТЕТРА, кто-то спутниковую систему связи. Мы считаем, что для ЭРА-ГЛОНАСС для бюджетного терминала может использоваться только сотовая связь, которая гарантированно должна покрывать крупные населенные пункты.
Я поясню, как это все будет работать. Не дай Бог, чей-то автомобиль попадает в аварию, срабатывают датчики удара, подушки безопасности. Если установлен терминал ЭРА-ГЛОНАСС, то сразу определяется местоположение аварии. Но возникает проблема передачи этой информации в диспетчерские службы. И средством связи здесь может быть мобильный телефон или любая другая.
Кстати, в СССР была разработана самая гуманная система в космосе Коспас-Сарсат. Эта система в годы холодной войны позволила выиграть соревнование у США, Франции и Канады. Мы запустили первый спутник и спасли авиаторов из Канады, которые потерпели крушение. С тех пор на счету этой системы более 30 тысяч спасенных людей. Думаю, что эта система тоже должна быть в самом люксовом варианте терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Лишняя тысяча долларов на терминал для грузовика стоимостью несколько сотен тысяч долларов цена не критична. Зато водитель может передать свои координаты незамедлительно в случае аварии или нападения.
ВЗГЛЯД: Сейчас основными заказчиками продуктов ГЛОНАСС являются государственные структуры. Когда же это все дойдет до потребителя?
Ю.Ч.: Частично они уже дошли. Вот недавно МТС выпустили первый смартфон с функцией GPS/ГЛОНАСС. Кому нужна четкая навигация, тот будет приобретать двухсистемный смартфон, потому что в крупных городах он имеет колоссальное преимущество перед односистемным.
ВЗГЛЯД: Какие страны могут стать потребителями продуктов ГЛОНАСС?
Ю.Ч.: На сегодняшний день у нас есть решение о том, что мы создаем единое навигационное пространство между Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией. Очень большой интерес к нашим продуктам в Индии, в странах Латинской Америки. Все страны понимают, что зависимость от одной системе некомфортна. Поэтому и европейцы делают систему Galileo, и Китайцы систему BeiDou. Недавно официально прозвучало, что в США считают, что две системы лучше, чем одна, поэтому они будут использовать ГЛОНАСС, в том числе и для государственных нужд.
| |