|
Вашингтон. 22 апреля. FINMARKET.RU - Глава Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке в следующую среду, 27 апреля, впервые в истории американского центрального банка не только выступит с обращением, содержащим комментарии относительно решения Комитета по открытым рынкам (Federal Open Market Committee, FOMC), но и проведет пресс-конференцию, в ходе которой ответит на вопросы журналистов.
Начало пресс-конференции запланировано на 14:15 по Вашингтону, или в 22:15 мск, ранее в это время объявлялось решение об уровне базовой процентной ставки. Теперь объявление о ставке будет перенесено на 12:30 по местному времени, или на 20:30 мск.
Ожидается, что отныне подобные пресс-конференции будут проводиться на ежеквартальной основе, время объявления решений по ставкам после всех прочих заседаний останется прежним - 14:15 по Вашингтону, или в 22:15 мск.
Будь проще, и люди к тебе потянутся
Как пишет газета The Wall Street Journal, с момента вступления в должность в 2006 году Б.Бернанке целенаправленно стремился повысить прозрачность всех предпринимаемых его ведомством действий, надеясь заручиться поддержкой и доверием общества.
ФРС, созданная в 1913 году как независимая от правительства структура, в отличие от многие государственных ведомств не была обязана в соответствии с законом раскрывать информацию о своей деятельности, и, как пишет газета The New York Times, почти сто лет не видела необходимости делать что-либо подобное.
Финансовый кризис ясно продемонстрировал, что Федрезерв все-таки является институтом политическим, и как таковой, обязан заручиться широкой общественной поддержкой.
При этом, как показывают результаты опроса Gallup, в настоящее время количество американцев, которые высказывают одобрение Б.Бернанке, и тех, кто не доволен главой ЦБ, практически сравнялось, хотя всего пять лет назад благосклонно настроенных граждан было, по крайней мере, вдвое больше, чем тех, кому руководитель центробанка был не по душе.
Примечательно, что всего 20 лет назад ФРС вообще не публиковала своих решений относительно ставки, и аналитикам приходилось в буквальном смысле слова догадываться об осуществленных в кредитно-денежной политике изменениях.
До Б.Бернанке главы ФРС выступали на публике только в экстраординарных случаях, как, например, Пол Волкер, который в 1979 году однажды объявил специально собранным журналистам о том, что ЦБ повышает учетную ставку сразу на 1 процентный пункт.
Предшественник Б.Бернанке на посту руководителя американского ЦБ Алан Гринспен за почти 19 лет, что он провел во главе ФРС, лишь однажды выступил в телевизионном интервью (которое при этом транслировалось в записи), и произошло это незадолго до биржевого краха 1987 года.
Впрочем, именно при А.Гринспене ФРС начала публиковать данные об изменении ставок и комментарии относительно ситуации в экономике после каждого заседания, хотя и произошло это только в 1994 году.
Ранее в руководстве ФРС к публичным выступлениям относились осторожно, если не сказать враждебно.
«Всегда существует риск того, что ты скажешь нечто, о чем пожалеешь, - сказал бывший заместитель председателя ФРС Дональд Кон, работавший и с А.Гринспеном, и с Б.Бернанке. - Долгое время я полагал, что риски публичного выступления могут оказаться больше выгод от него».
«ФРС очень неохотно отступала от традиции мировых ЦБ, гласившей: "Что мы делаем - не ваше дело!", - отмечает профессор экономики в университете Carnegie Mellon Алан Мельтцер. - Это, разумеется, несовместимо с современной политической ситуацией, поэтому постепенно им приходиться объяснять, что же все-таки они делают».
Именно поэтому Б.Бернанке настаивал, что только публичное обсуждение и дискуссии помогут как простым гражданам, так и экспертам и представителям бизнеса лучше понимать, какие шаги ФРС предпринимает и почему.
К моменту своего ухода в отставку в прошлом году Д.Кон вполне проникся этой идеей.
«Было очевидно, что нам нужно сделать больше, чтобы объясниться», - сказал он, имея в виду, в частности, множество антикризисных инструментов, которые в ходе кризиса применялись Центробанком впервые.
Жизненно важное доверие
Несмотря на все старания ФРС, сложная ситуация в экономике естественным образом негативно отразилась на рейтинге ее руководителя. По данным Gallup, в апреле 2011 года индекс доверия общества к фигуре главы американского ЦБ оказался на историческом минимуме. Из 1077 респондентов, принимавших участие в опросе, 42% сказали, что испытывают минимум доверия к Б.Бернанке или же вовсе его лишились. В прошлом году скептиков было всего 39%, а в 2009 году - 35%. Экономисты, опрошенные The Wall Street Journal в январе, поставили Б.Бернанке, бывшему профессору экономики, оценку «удовлетворительно».
«Можно, конечно, говорить, что председатель ФРС - человек поважнее президента Соединенных Штатов, но очень немногие американцы понимают, чем вообще занимается ФРС», - заявил сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс, который ранее способствовал прохождению через Сенат закона, обязавшего ФРС раскрыть информацию о помощи банкам, оказанной в ходе кризиса. Оценивая решение Б.Бернанке проводить ежеквартальные пресс-конференции, Б.Сандерс отметил, что это, несомненно, «шаг вперед».
Как отмечает WSJ, для отнюдь не тщеславного Б.Бернанке популярность представляет весьма условную ценность, а вот доверие граждан и экспертов к политике ФРС, напротив, очень важно. Центральный банк контролирует уровень инфляции, управляя объемом ликвидности в экономике. Если ЦБ накачает слишком много денег в финансовую систему, при этом удерживая ставки на слишком низком уровне слишком продолжительное время, это может привести к скачку потребительских цен. Однако на уровень инфляции могут сильно влиять и настроения самих потребителей.
Если потребители и бизнес утратят веру в способность или желание ФРС контролировать инфляцию, их инфляционные ожидания могут возрасти. Стараясь избежать потерь при обесценении денег, они начнут активнее тратить, что только еще больше разгонит инфляцию. Такой сценарий развития событий особенно сильно пугает ФРС, поскольку набор имеющихся у ЦБ инструментов для противодействия его реализации весьма ограничен.
Главной заслугой П.Волкера, предшественника А.Гринспена на посту главы ФРС, как раз считают победу над высокими инфляционными ожиданиями у населения США, которые стали одной из характерных черт кризиса 1981-1982 годов. Тогда П.Волкер сделал ставку на необходимость во что бы то ни стало уверить население, что ФРС способна контролировать инфляцию и сделает ради этого все. Процентные ставки были взвинчены до двухзначных уровней, что, хотя и привело к рецессии, как нельзя более явно продемонстрировало решимость и мощь центробанка. Многие эксперты считают, что нынешнее руководство ФРС способно действовать относительно свободно только благодаря кредиту доверия, созданному еще в те годы.
«Мы живем за счет репутации, созданной Волкером в 80-е. Он утвердил общество в вере, что ФРС не позволит инфляции выйти из-под контроля», - отметил глава ФРБ Далласа Ричард Фишер.
Открытость ценой раскола, гласность ценой понятности
Некоторые эксперты опасаются, что желание Б.Бернанке во что бы то ни стало восстановить доверие общества к ЦБ может привести к внутреннему расколу в рядах руководителей ФРС.
Вопрос о необходимости проводить пресс-конференции руководителя ФРС обсуждался многие годы, однако последней каплей стала ожесточенная внутренняя дискуссия внутри ЦБ относительно программы выкупа активов объемом $600 млрд (так называемый второй раунд «количественного смягчения», QE2), принятой в ноябре прошлого года. Тогда споры о том, насколько эта мера оправдана и необходима, почти стали достоянием общественности, что могло в значительной мере дестабилизировать обстановку в экономике и подорвать доверие к ЦБ и правительству.
Во времена А.Гринспена такой проблемы не существовало. Последнее слово всегда оставалось за председателем ФРС, а слишком яростно отстаивавшие свое личное мнение члены FOMC «производили впечатление чавкающих на великосветском приеме», отмечает Алан Блиндер, заместитель главы американского ЦБ в 1994-1996 годах.
Стоит отметить, что результаты изысканий А.Блиндера стали важной частью избранного Б.Бернанке метода руководства ФРС.
| |