|
Скончался актёр и режиссёр Михаил Козаков. Соболезнования в связи с кончиной актёра его родным и близким выразили Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Глава Минкульта Александр Авдеев назвал уход Михаила Козакова большой потерей для отечественной культуры.
По словам министра, актёр хранил традиции российской интеллигенции, и это проявилось во всём его творчестве.
- Спектакль давно закончился, все ушли, а я уснул.
Одна из последних работ Михаила Козакова. Сын Кирилл поставил специально на отца телеспектакль «Лебединая песня» по Чехову.
«Кирилл придумал так, что это идёт репетиция бенефиса, то есть кино о кино. Есть режиссёр, реальная съёмочная группа, Козаков-старший. И соединяется тема Светловидова и моя личная», - говорил об этом спектакле Михаил Козаков.
1956 год - дебют Михаила Козакова в кино у Михаила Ромма в драме «Убийство на улице Данте».
После выхода картины на экраны, Козакова узнавали на улицах. А он ещё всего лишь студент, но зато знаменитой Школы-студии МХАТ, куда поступил, выдержав конкурс 75 человек на место!
Сразу после выпуска, теперь уже вне конкурса, Козакова приняли в труппу МХАТ. Мечта всех его однокурсников. А он вдруг отказался. Ушёл в театр Маяковского к режиссёру Охлопкову, о котором, сам признавался, не знал почти ничего. Тогда все недоумевали зачем? Он потом объяснил - за ролью, которую впервые ещё во сне сыграл.
В театре он и Гамлет, и Сирано де Бержерак, и Дон Жуан, и Король Лир.
В кино имена, может, и не такие громкие, зато роли такие разные. В первом советском научно-фантастическом триллере «Человек-амфибия» Козаков - главный злодей. Но не только напугать, но и насмешить он тоже мастер. Любимцем зрителей он стал во многом благодаря комедии. В середине 70-х на экран выходят «Соломенная шляпка» и, конечно, «Здравствуйте, я ваша тетя».
Хороший актёр - плохой режиссёр. Этот распространенный стереотип Козаков с лёгкостью обезвредил. Сначала ослепил романтическим светом «Безымянной звезды». А потом соорудил и вовсе киносимвол времени - «Покровские ворота», неиссякаемый источник острот.
«Была такая наивная вера в социализм с человеческим лицом. И нам казалось, что это возможно. И вот эти некие иллюзии и поиск этой свободы», - вспоминал Михаил Козаков ощущения своей молодости, которые позволяли ему так ярко играть.
В начале 90-х в недавно перестроенной стране - кризис, всем сразу стало не до искусства. Кино почти не снимали, в театрах не выпускали спектакли.
И Козаков уехал в Израиль, в двуязычный театр «Гешер». Но по воли судьбы оказался в Тель-Авивском камерном театре, где играли только на иврите. Язык не знал. Первую роль, Тригорина в чеховской «Чайке», зубрил практически круглосуточно. Переписывал от руки транскрибированные по-русски незнакомые слова, записывал себя на магнитофон и долбил, долбил, долбил. Именно так, это слова самого Козакова. Когда меньше, чем через полгода состоялась премьера, зрители, конечно, о трудностях перевода не догадались.
Он много работал, снимал, снимался, играл в театре, сменил несколько сцен, всё, казалось, искал ту самую, свою. Сделал восемь поэтических программ: читал Пушкина, Тютчева, Ахматову, Бродского. Читал так, как никто другой, говорили зрители. «Так, как будто служу мессу, как священник», - говорил сам Козаков.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость всем и мне.
«Всё время важно не потерять "энергию заблуждений", как говорил Толстой. Вот эту энергию не потерять, чтобы сам себе не стал скучен, неинтересен, и как-то достойно дожить жизнь - это главная задача», - говорил Михаил Козаков о своей сверхзадаче.
Выполнить её не помешала даже серьёзная болезнь. Михаил Козаков всегда говорил, что, несмотря ни на что, считает себя очень счастливым человеком. А в автобиографии написал: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Как будто даже она была не одна, а их было много».
Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдёт, то будет мило.
| |