|
«Я старый солдат, и не знаю слов любви»... Даже если бы фильм «Здравствуйте, я ваша тетя» оказался единственной работой Михаила Козакова, актер вошел бы в историю отечественного кинематографа лишь одной этой фразой. Михаил Михайлович знал слова любви. Любви своего зрителя.
В кино Михаил Козаков дебютировал 22-летним студентом в картине Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Выбор режиссера был не просто удачным. Работа Михаила Козакова имела «ошеломительный успех». На актера обрушилась слава. «...по Невскому шел сам Михаил Козаков, высокий, черноволосый, красивый, одетый так же, как и его герой в фильме. За ним следовала многочисленная свита... Никогда не забуду его поистине королевский жест, когда, критически оглядев свою свиту, Михаил, зайдя в ближайшую бутербродную и пригласив всех нас, заказал всем по рюмке портвейна», - рассказывал начинающий в ту пору прозаик Василий Аксенов.
Тема, которая была решена Козаковым в образе Шарля Тибо, стала одной из главных в его творческой судьбе. Молодой актер сумел великолепно показать, как короток может быть путь от любви к предательству, от добра ко злу. Нежность, привязанность, трепетность. Все это есть в Шарле. Но ничто человеческое - ни истинная любовь, ни талант - не могут оправдать, если ты - нечеловек. Такова суть образа, сыгранного Козаковым в этом фильме так легко, режиссеры охотно стали приглашать актера на главные отрицательные роли.
В приключенческом фильме «Человек-амфибия» (1961 год) Козаков сыграл главного злодея Зуриту. Зрители приняли фильм с небывалым восторгом, а актеры, снимавшиеся в нем, стали необыкновенно популярны. На первый взгляд, Зурита - обыкновенный самовлюбленный подлец. Но многие подлости, им совершаемые, оправдывает всепоглощающая страсть к Гуттиэре. Поступки героя Козакова неоднозначны, но и Гуттиэре до такой степени идеальна, что добиваться ее любви может только неординарный человек. Такой непривычный образ злодея сбивал зрителя с толку, тем более злодей этот - красавец, что основательно рушило все традиции классического советского кинематографа.
Блистателен был Михаил Козаков и в ролях второго и даже третьего плана. Говорят, что в экранизации знаменитого французского водевиля «Соломенная шляпка» (1974 год) актер сам придумал своему герою Ахиллу де Розальба нетрадиционную сексуальную ориентацию. В этом шедевре советской комедии герой Козакова направил все свое обаяние не на главную героиню, а на главного героя. Сделано это было столь тонко, что наивный зритель середины 70-х годов не сразу догадывался, к чему все эти " моводенькие пастушки", «коовки», «милашки», и пристальные взгляды через пенсне.
Хромой полковник Чeсней, претендующий на руку богатой вдовы из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя» (1975 год) в исполнении Козакова, - еще одно точное режиссерское попадание. У «старого солдата» Чеснея в этой картине мало слов, но вся особая прелесть этих немногих фраз заключается именно в том, как их произносит Михаил Козаков.
В 1978 году Михаил Козаков дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм «Безымянная звезда» по мотивам пьесы Михаила Себастьяна. Картина, в которой актер также блестяще исполнил одну из главных ролей вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским, стала несомненной удачей и продолжением в галерее «подлецов», сыгранных Козаковым. На съемках этого фильма, выражаясь образно, Зурита добился взаимности Гуттиэре - между Козаковым и Вертинской завязался роман. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Сложно было не влюбиться в режиссера и актера, который так органично, легко и убедительно играл столичного щеголя Грига, который с помощью духов, лени и «некоторой доли фантазии» создал для себя игрушку - красавицу Мону.
Именно с «Безымянной звезды» начался новый Козаков - режиссер, который имел что сказать и который определил свое место, обозначил свой стиль. В 1982 году Козаков снял ставший культовым телефильм «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина. Олег Меньшиков, Елена Коренева, Анатолий Равикович, Софья Пилявская, Инна Ульянова, Игорь Дмитриев, Татьяна Догилева, Елизавета Никищихина, Марина Дюжева, Леонид Броневой - каждый из этих актеров изобразил все московское общество конца 1950-х. Фильм настолько забавный и лирический, что современному зрителю сложно представить, с каким трудом картина пробивалась на телеэкран и какими словами его приветствовало тогдашнее начальство, в частности, за «очернение образа фронтовика» Саввы Игнатьича.
В 1986 году Михаил Козаков снялся в фильме Романа Балаяна «Храни меня, мой талисман». Пушкинская строка не случайно стала названием фильма Романа Балаяна. Судьбы его героев и само место действия картины напрямую связаны с Пушкиным: история происходит в Болдино. В этом фильме Козаков сыграл роль самого себя. Актриса Татьяна Друбич, снимавшаяся в картине, очень жалеет о том, что ей не удалось поработать с Козаковым еще раз. «Уходят последние из могикан. Редкие люди, для которых такие личности, как Пушкин и Лермонтов, - не просто писатели, а жизнь. Культура - это и была его жизнь», - сказала РИА Новости Друбич.
Актриса призналась, что никогда не забудет, как в день, когда они уезжали на съемки фильма и встретились на вокзале, «Михаил Михайлович, между делом, стоя на перроне, сказал: "Ой, какой сегодня день - 9 сентября? В этот день Пушкин „Гробовщика" написал". Козаков хотел снимать фильм по пьесе Гарольда Пинтера "Любовник" с Татьяной Друбич и Александром Абдуловым в главных ролях. "К сожалению, это не сложилось", - говорит актриса. Но подготовительный период, репетиции Татьяна Друбич называет "одним из самых интересных моментов в своей жизни и работе".
| |