|
Правительство США планирует бороться с волной «бензинового кризиса» путем поиска виновных в росте цен на топливо и их наказанием. Жесткое заявление на эту тему сделал и генпрокурор страны. Интересно, что американское руководство идет по тому же пути регулирования топливного рынка, по которому недавно шло и российское.
Тема цен на бензин стала в США главной в последние дни. США - крупнейший в мире импортер углеводородов - входят в новый «бензиновый кризис», выражающийся в стремительном росте цен. Так, после начала операции коалиции в Ливии цены на моторное топливо в США существенно возросли и превысили отметку в 4 доллара за галлон (примерно 3,8 литра) за высокооктановые сорта бензина. В некоторых регионах страны цена галлона бензина перешагнула к вечеру пятницы отметку в 5 долларов. Средний уровень цены галлона бензина по США составляет 3,8 доллара, в то время как еще месяц назад он был ниже на 30 центов, а год назад - на доллар.
Этой проблемой озаботился президент США Барак Обама. Дело в том, что его рейтинг обратно пропорционален росту цен на топливо. Так, по данным опроса CNN, около 70% американцев считают, что Обама не справляется с «бензиновым кризисом», а вмешательство США и коалиции во внутренние дела Ливии подстегнуло цены. Рейтинг доверия Обаме как президенту упал до 46%, однако еще далек от абсолютного минимума в 40%, который был пройден в прошлом году, когда Обама принял решение увеличить группировку американских войск в Афганистане.
Именно поэтому президент страны Барак Обама заявил о создании под патронатом Минюста специальной межведомственной комиссии по расследованию причин роста цен.
В свою очередь, генпрокурор США Эрик Холдер пообещал жестко наказать всех виновных в росте цен на бензин участников рынка, если проводящаяся в стране проверка выявит какие-либо нарушения в их деятельности.
«Сегодня, когда экономика восстанавливается после кризиса, необходимо использовать все средства, чтобы защитить потребителей от дополнительной - и ненужной - финансовой нагрузки. Создание рабочей группы позволит нам значительно быстрее и увереннее выявлять и применять законы против возможного сговора, манипуляций и прочих форм неправомерного поведения. Это также позволит нам изучить поведение рынка, включая деятельность спекулянтов и торговцев индексами, что сделает возможным предсказать и жестко пресекать будущие акты незаконной деятельности», - заявил Холдер в распространенном в пятницу письменном заявлении.
Вся сложность проблемы еще в том, что американцы чувствительно относятся к ценам на топливо, так как традиционно основу автопарка страны составляют автомобили с двигателями большого объема. От моторного топлива зависят многие сферы экономики, в частности, пассажирские и грузоперевозки.
Ответом действующей администрации на нынешний рост цен стал призыв Обамы покупать электромобили.
«Раньше купить жидкокристаллический телевизор было целым делом, но сейчас покупка такого телевизора - обычная практика, так как цены опустились... Дело даже не в этом. Те, кто покупает прожорливые автомобили... тратит деньги на бензин, произведенный из импортной нефти. Американцы отдают свои деньги людям, которые совсем нас не любят», - заявил Обама, выступая 21 апреля на встрече с избирателями в Рино (штат Невада).
В последний раз резкий рост цен на бензин в США происходил в 2008 году. Еще в 2007 году средняя цена галлона бензина в США составляла 2,4 доллара, однако в 2008-м цены на топливо повысились почти в полтора раза, из-за чего правительственные структуры стали увеличивать парк автомобилей с гибридными силовыми установками, а часть полицейских подразделений в городах вместо машин получила для патрулирования велосипеды, передает РИА «Новости».
Таким образом, США выбрали нерыночный метод регуляции цен на топливо. Отметим, что в борьбе с ростом цен американское правительство идет по тому же пути, что и российское правительство. Так, российская Федеральная антимонопольная служба уже давно ведет борьбу с так называемыми вертикально интегрированными компаниями, на которых приходится порядка 80% бензинового рынка в РФ.
В результате расследований ФАС и воспитательной работы удалось снизить оптовую цену на дизельной топливо на более двух тысяч рублей с тонны продукции. На бензин Аи-95 снижение составило 1 рубль 08 копеек, на Аи-92 - 1 рубль 10 копеек, на зимнее дизельное топливо - 1 рубль 56 копеек.
В итоге первой и второй волны антимонопольных расследований на предмет необоснованности повышения цен на нефтепродукты удалось привлечь в госбюджет более 15 млрд рублей в виде штрафов.
Кроме того, антимонопольные расследования возбуждены в десятке различных регионов России, где цены носили монопольный характер.
С другой стороны, помимо антимонопольных расследований ФАС цены на топливо помогут снизить биржевые торги. Так, было предложено довести объемы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15% от объемов нефтепродуктов, производимых каждым НПЗ в стране. Объемы обязательных госзакупок через биржу для бюджетных организаций - крупных потребителей топлива должны составлять не менее 50% от общего объема потребностей.
Однако стоит отметить, что в России топливо будет дороже, чем в США. Виной тому отсталость российских НПЗ от передовых технологий. «Сейчас состояние нефтепереработки в стране очень плохое. Модернизация НПЗ крайне необходима. У нас нет вторичных процессов, которые позволяли бы увеличить глубину переработки или повысить качество моторного топлива. Для сравнения: уровень вторичной переработки у нас составляет около 50% от первичной, а за рубежом этот показатель составляет 150-160%. В США из 1 тонны нефти вырабатывается 420 литров топлива, в России - лишь 140 литров», - констатирует президент Союза нефтепромышленников Геннадий Шмаль.
С другой стороны, дополнительную нагрузку на цены на бензин для конечных потребителей создают налоги. «В США несколько иная система налогообложения и уровень налогов в конечной цене составляет порядка 20-30%, в России эта цифра составляет порядка 65%. Причем предполагается в дальнейшем повышение акцизов в 2012-2013 годах. Повышение акцизов напрямую сказывается на возможности увеличения цен на топливо», - рассказал газете ВЗГЛЯД заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
| |