|
Благодатный огонь, который считается одним из чудес православного христианства, сошел в субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Огонь возгорелся чудесным образом в кувуклии - часовне внутри храма, над каменным ложем, на котором покоилось в Великую субботу погребенное Тело Христа. Благодатный огонь появился в ответ на молитвы патриарха Иерусалимского Феофила и тысяч паломников, собравшихся в этот день в храме Гроба Господня и на прилегающих к нему улицах.
По традиции, все свечи и светильники в храме были потушены заранее. Патриарх Иерусалимский Феофил находился в кувуклии один, без каких-либо подручных средств для получения огня. После того, как чудо схождения огня произошло, патриарх Феофил передал Благодатный огонь находящимся у кувуклии верующим.
Частицу божественного огня получила и делегация Фонда Андрея Первозванного, которая доставит его спецрейсом из Иерусалима в Москву, в храм Христа Спасителя - к ночному пасхальному богослужению патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Из года в год в храм Гроба Господня в Иерусалиме съезжаются тысячи паломников для того, чтобы стать свидетелями схождения Благодатного огня, который появляется в ответ на молитвы тысяч верующих.
Храм Гроба Господня был построен на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа. Сегодня храм делят несколько христианских церквей. Большая часть святынь принадлежит Иерусалимской православной церкви, есть также армянский, коптский, сирийский и францисканский приделы. Самым священным местом храма считается кувуклия - часовня над Гробом Господним. В ней находится каменное ложе, где покоилось тело Спасителя после распятия и до Его чудесного Воскресения. Считается, что именно здесь и появляется Благодатный огонь.
До сих пор схождение Благодатного огня не было объяснено с научной точки зрения, и его появление в храме Гроба Господня по-прежнему воспринимается многими как чудо. Христиане верят в божественное происхождение огня и в то, что он возгорается по молитвам паломников и православного патриарха.
Церемония получения Благодатного огня называется литанией и состоит из целого ряда ритуалов, среди которых - проверка кувуклии на наличие источников огня и опечатывание входа в часовню большой восковой печатью.
Непременными участниками церемонии являются представители армянского, коптского и сирийского духовенства, которые появляются в сопровождении каввасов - стражников в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских процессий. По обычаю каввасы во время прохода сквозь толпу стучат специальными посохами о каменные плиты храма. В действе также участвует и арабская православная молодежь, которая врывается в храм, сидя на плечах друг у друга, с криками и барабанным боем. Возгласы арабской молодежи - это молитвы, в которых они просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что такое несдержанное, но чистосердечное обращение также угодно Богу. Шум толпы, выкрики арабской православной молодежи и стук посохов каввасов создает в храме незабываемую атмосферу ритуального праздника.
В полдень начинается Крестный ход от Иерусалимской патриархии до входа в кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь и 33 свечи, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. По многовековому обычаю, Иерусалимский патриарх входит в часовню в одном полотняном подряснике. Это делается для того, чтобы все присутствующие смогли убедиться, что он не проносит с собой ни спички, ни зажигалки, ни любые другие предметы для добывания огня. После того, как патриарх входит в кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного огня. Оно может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В это время находящиеся в храме верующие также молятся о схождении Святого огня и каются в своих грехах. По преданию, если Благодатный огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а собравшиеся в храме погибнут.
| |