|
На сцене Большого - большая премьера. Новая версия балета «Утраченные иллюзии» по роману Оноре де Бальзака была создана специально для Большого театра. В спектакле заняты сразу четыре состава солистов. Первый выйдет на сцену уже в воскресенье вечером.
Роман Бальзака «Утраченные иллюзии» был превращен в балет еще в 30-е годы прошлого века. В театре оперы и балета имени Кирова - так тогда назывался Мариинский театр - Ростислав Захаров поставил спектакль на музыку Бориса Асафьева. Эта, московская премьера - не восстановление ленинградской постановки. Это балет с новой музыкой, которую специально по заказу Большого театра написал Леонид Десятников. И новой хореографией Алексея Ратманского.
Оба с артистами Большого театра хорошо знакомы. Десятников в прошлом сезоне был здесь музыкальным руководителем. Ратманский целых пять лет возглавлял балетную труппу Большого - сейчас работает в Американском балетном театре. Именно он, просматривая сборник «Сто балетных либретто», наткнулся на «Утраченные иллюзии».
«Меня поразило, что либретто написано так, что его можно использовать сегодня. Несмотря на то время и на то, что неминуемо были какие-то идеологические клише в тексте - мы их отрезали. Но схема сюжетная осталась, которая работает сегодня прекрасно», - говорит хореограф-постановщик Алексей Ратманский.
Правда, Бальзак своих персонажей, наверное, не узнал бы. Главный герой Люсьен из поэта превратился в композитора. Корали и Флорина - из актрис переквалифицировались в балерин, танцуют в Парижской опере. Леонид Десятников партитуру дописывал, когда уже вовсю шли репетиции. В Большом теперь даже шутят - Ратманский танцевал, пока Десятников сочинял.
«Это редкое явление в наше время, когда почти никогда музыка не создается специально для балета. Хореографы обычно пользуются музыкой, написанной для каких-то других целей. Но в XIX веке это была обычная практика. И, скажем, в сотрудничестве Петипа с Чайковским наличествовали довольно жесткие условия и рамки, которые Петипа ставил Чайковскому», - говорит сам композитор.
Ратманский жестких рамок не ставил. Свободу предоставил и художнику. Жером Каплан решил поиграть с названием.
«Здесь везде облака, символ утраченных иллюзий. Сама сцена выглядит как старая открытка, пожелтевшая фотография. А костюмы, наоборот, яркие. И у каждого персонажа свой цвет», - говорит художник-постановщик Жером Каплан.
Амбициозный Люсьен - в синем. Хрупкая Корали - в нежно-розовом. Страстная Флорина - в ярко-красном.
Для Десятникова и Ратманского «Утраченные иллюзии» - третья совместная работа. Они уже планируют новую. Секретов не раскрывают. Говорят - пока это мечта, иллюзия. Которую хочется не утратить, а воплотить.
| |