|
Пять случаев, когда правоохранительные органы могут позаимствовать ваш автомобиль
В МВД разработали инструкцию для полицейских, в которой четко прописывается, как и при каких обстоятельствах можно позаимствовать автомобиль у гражданина. Документ должен исключить ситуации, подобные скандалу с построением «живого щита» на МКАД, когда под удар бандитов попали обычные люди.
Приказ «О порядке использования полицией транспортных средств, принадлежащих государственным органам, общественным объединениям и гражданам» стал частью полицейской реформы.
«Проект приказа подготовлен в связи с принятием федерального закона "О полиции", - говорится в пояснительной записке к документу. - Он не потребует увеличения штата МВД или дополнительного финансирования».
Приказ напоминает памятку. Как следует из документа, брать авто у гражданина полицейский может только в пяти случаях. Это пресечение преступления, преследование преступников и подозреваемых, проезд к месту совершения преступления, срочное доставление граждан в больницу, отбуксировка поврежденных авто с места ДТП. Что подразумевает последний пункт, непонятно. Но скорее всего речь идет о том, чтобы оттащить разбитые машины с проезжей части. Просить буксировать поврежденные авто в другой конец города никто не будет.
Во всех случаях полицейскому запрещено задействовать иностранцев и авто с беременными женщинами и подростками. Согласно регламенту полицейский обязан представиться - назвать должность, подразделение и фамилию, показать удостоверение, объяснить свою цель и даже маршрут движения, если он заранее известен. Вести автомобиль полагается самому водителю, если только речь не идет о погоне или пресечении преступлений. К примеру, если сотрудники собираются построить «живой щит».
- В этих случаях полицейский обязан предложить пассажирам покинуть авто, причем лишь в пределах населенного пункта и при благоприятных метеорологических условиях, - говорится в приказе.
По завершении задания полицейский должен заполнить специальную справку об использовании авто, которую МВД утвердило вместе с проектом приказа. Там указывается, кто и в какое время взял автомобиль, сколько проехал и получил ли он повреждения. Ремонт авто оплачивается в установленном законом порядке.
Появление проекта приказа стало эхом громкого милицейского скандала в марте 2010 года. Тогда сотрудники ГАИ, останавливая воров-борсеточников, выставили «живой щит» из автомобилей, в которых сидели люди. В одном из них находилась беременная женщина. В результате бандиты протаранили авто и скрылись, а история окончилась увольнением непосредственного начальника милиционеров Александра Козлова и строгим выговором тогдашнему главе Московского ГАИ Сергею Казанцеву. Расследуя этот инцидент, «Известия» выяснили, что действия сотрудников в экстремальных ситуациях описываются в Административном регламенте МВД по обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме этого регламента существует положение для оперативников, где подробно прописано, как останавливать преступников во время погони, однако это закрытый документ лишь для служебного пользования. По сути правила не изменились.
- Появление такого систематизирующего и открытого регламента очень полезно, - поделился с «Известиями» экс-глава ГИБДД России, член Совета федерации Владимир Федоров. - Его не хватало. Вот только все возможные ситуации в документ втиснуть невозможно. Этим, к примеру, объясняется расплывчатость самого первого пункта, в котором авто разрешается брать «для пресечения преступлений». Приказ лишь задает основу, а дальше все зависит от действий сотрудника. В той истории с «живым щитом» сама идея была правильная, а реализация - нет. Слишком уж «живой» щит получился, надо было людей вывести. Да и «дырявый», бандиты-то проскользнули.
| |