|
В мое последнее посещение Берлина случилось мне попасть в Deutsche Oper на «Лючию ди Ламмермур». В спектакле порадовал не только актерский ансамбль, хотя Эглизе Гутьеррес с Роберто Аланья правда были на высоте. Инвалиды в зале поразили больше всего.
В фойе я натыкалась на довольных людей, раскатывающих по паркету на колясках, - к их услугам везде были пандусы и лифты.
Я вспомнила об этом теперь, когда пандус для людей с ограниченными возможностями передвижения установили в храме на Софийской набережной в Москве. Презентация прошла с большой помпой: алюминиевую конструкцию раскатали по ступеням, не нарушая их трехсотлетней аутентичности. Обещали, что отныне такие безвредные для памятников «инновационные ролло-пандусы» будут устанавливать во всех исторических зданиях. Но посмотрим правде в глаза: эти пандусы - вчерашний день. В церковь по нему въехать можно. А в музей, на второй этаж?
По действующему законодательству у нас ничего не имеют права строить, не заложив в проект вход для инвалидов. Но много мы видели таких входов на станциях метро? Между тем, если бы закон был реализован везде и мы бы относились к нему как к обязательной норме, строить что-то иным способом никому бы в голову не пришло.
Справедливости ради признаем: новые музеи строят по правилам, чтобы убедиться, достаточно зайти в Московский музей современного искусства на Петровке или в обновленный Дом фотографии - Мультимедиа Арт Музей. Но что же, в старые музеи инвалидам не ходить? Получается, что так. Генеральный директор Музеев Кремля который год бьется, чтобы позволили сделать в Оружейной палате лифт - туда приходит много школьников и те из них, кто передвигается на колясках, заведомо такой возможности лишены. А директор другого нашего музея - одного из главных в стране, в который на выставки очереди стоят в километр длиной, - заявила пару лет назад, что в ее музее входа для инвалидов не будет никогда. Потому что памятник, перестраивать ничего нельзя. А что, мраморные статуи в здании, которому чуть больше века, таскают пешком?
А в Лувре и в Уффици, древнее которых трудно что-то найти, входы для инвалидов есть. Возможно, руководство иностранных музеев и не всегда с готовностью следует этой «моде», но без входа для инвалидов крупному музею на Западе просто не разрешат работать. В Уффици несколько лет назад специально затеяли реконструкцию, и в том числе ради этого сегодня перестраиваются многие галереи и театры. Лифт появится после идущей сейчас реставрации и в старейшей Staatsoper в Берлине, и, кстати, в Большом театре в Москве. В виде исключения, которое когда-нибудь обязано стать нормой жизни.
| |