|
Москва. 25 апреля. FINMARKET.RU - На российском топливном рынке складывается критическая ситуация: сезонный рост спроса на моторные топлива сопровождается вымыванием объемов с внутреннего рынка, вызванным выгодной экспортной альтернативой на фоне сдерживания цен внутри страны.
На совещании, проведенном в начале февраля 2011 года премьер-министром РФ Владимиром Путиным, была отмечена продолжающаяся негативная тенденция роста цен на нефтепродукты. После совещания Федеральная антимонопольная служба инициировала «третью волну» антимонопольных дел в отношении вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Вслед за этим компании начали оперативно снижать розничные, оптовые и мелкооптовые цены сначала на дизельное топливо, а затем и на автобензин. Более того, после снижения цен производители не стали их повышать вслед за ростом мировых котировок нефти и нефтепродуктов. В результате весь март и апрель ВИНКи продавали топлива на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя.
Топливо стремится на экспорт
Обычно отсутствие явных инфраструктурных ограничений по экспорту моторных топлив из России приводит к тому, что рано или поздно внутренняя цена растет вслед за net-back. Наоборот, снижение мировых котировок и экспортного эквивалента примерно через месяц приводит к удешевлению нефтепродуктов на спотовом рынке России. Как говорится в обзоре ИАЦ «Кортес», сложившаяся с февраля ситуация на топливном рынке РФ привела к тому, что внутренние цены перестали соотноситься с мировыми котировками.
В результате объемы моторных топлив стали перенаправляться на экспорт в ущерб продажам на спотовом рынке России.
Внутреннее потребление автобензина в 2010 году в целом выросло на 5,7% и составило 33,1 млн тонн. С учетом продолжения роста российского автопарка и посткризисного восстановления экономики страны было бы логичным увидеть увеличение потребления бензина в I квартале 2011 года, однако этого не произошло, отмечает «Кортес».
По данным Минэнерго РФ, в I квартале 2010 года на внутренний рынок отгружено 7,46 млн т автобензина, а за аналогичный период 2011 года - 7 млн т (на 6,2% меньше). В то же время, если экспорт автобензина в I квартале 2010 года составлял 1,2 млн тонн, то в I квартале 2011 года он достиг 1,8 млн тонн. Увеличение объемов экспорта составило 50%, что соответствует 8,6% от поставок автобензина на внутренний рынок в I квартале 2011 года.
Отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок в I квартале 2011 года выросли на 4,1% - до 7,43 млн тонн. Экспорт дизельного топлива за I квартал вырос на 2,7% - до 10,39 млн тонн.
Статистика по отгрузкам автобензина и дизельного топлива на внутренний рынок и экспорт отражает первичные продажи с НПЗ. Учитывая, что в течение третьей декады февраля и весь март экспорт автобензина и летнего ДТ был стабильно более прибыльным по сравнению с их продажей на внутреннем рынке, крупные трейдеры, закупавшие топлива у ВИНК, имели возможность экспортировать нефтепродукты, извлекая из этих операций прибыль.
В сложившейся ситуации независимые оптовые трейдеры начали сталкиваться с серьезными проблемами, в первую очередь, с ограниченным предложением оптовых партий нефтепродуктов на внутреннем рынке, отмечают эксперты.
Биржа не спасает
Дефицит на внутреннем рынке сказался и на динамике биржевых торгов топливом. Если ранее ВИНКи справедливо упрекали биржи в отсутствии спроса, то сейчас объем заявок на покупку отдельных нефтепродуктов в разы превышает предложение.
Это вызвало значительный рост биржевых котировок. Так, за прошлую неделю индексная цена на Регуляр-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла на 8% (до 30877 руб./т), на Премиум-95 - почти на 6% (до 31212 руб./т), на летнее дизтопливо - на 6,4% (до 25712 руб./т).
По данным «Кортеса», ТНК-ВР 1 марта продавала на биржах бензин Регуляр-92 со своих НПЗ по ценам 25000-25350 руб./т, а 22 апреля - уже по 30000-30110 руб./т. По словам трейдеров, эта компания - одна из немногих, реализовывавших бензин в апреле в адрес независимых участников рынка. Трейдер «Сургутнефтегаза» - «Сургутэкс» - продавал Регуляр-92 1 марта по цене 25547 руб./т, а 22 апреля - по 29205-29323 руб./т.
Цены на бензины НПЗ «ЛУКОЙЛа» обычно одни из самых высоких из-за премиального качества и развитости собственного сбыта. Несмотря на это, в апреле автобензин «ЛУКОЙЛа» пользовались высоким спросом на биржевых торгах. С 1 по 22 апреля компания продала на биржах 61,32 тыс. тонн автобензина, а завесь март - только 7,86 тыс. тонн.
Дефицит ударил по потребителю
«Участники рынка сходились во мнении, что майские объемы высокооктанового бензина подорожают на спотовом рынке по сравнению с апрельскими, как минимум, на 3000 руб./т, ДТ летнего - на 1000 руб./т, объясняя этот рост цен значительным превышением спроса над предложением», - говорится в материалах «Кортеса».
Мелкооптовые цены на Регуляр-92 на нефтебазах ВИНК за месяц выросли на 2%, летнее дизтопливо с начала марта подорожало на 5,1%. Рост цен на нефтебазах независимых операторов мелкооптового рынка оказался еще более значительным. Более того, участники рынка в регионах жаловались на сокращение запасов моторных топлив на нефтебазах нефтяных компаний и независимых операторов рынка.
Показательна в этой ситуации стабильность цен на бензины и дизельное топливо на заправках ВИНК. В среднем по России бензин Регуляр-92 4 марта стоил 23.51 руб./л, а 22 апреля - 23.60 руб./л. Дизельное топливо 4 марта стоило 23.77 руб./л в среднем по стране, а 22 апреля - 23.78 руб./л.
Пока ограниченное предложение топлив на спотовом и мелкооптовом рынке замаскировано для большинства рядовых потребителей доступностью нефтепродуктов на АЗС нефтяных компаний и стабильным уровнем цен. Но и это видимое благополучие может в скором времени завершиться, полагают эксперты.
В минувшую пятницу маржа независимых АЗС по бензину Регуляр-92 и ДТ летнему была значительно ниже 20%-ного порога рентабельности, составив 11,9% и 14,8% соответственно. С учетом же сложившейся на внутреннем рынке ситуации нет шансов на повышение маржи АЗС. Значит, независимая розница (а это, по некоторым оценкам, свыше 50% российских АЗС) в лучшем случае начнет повышать цены, закупив подорожавший майский ресурс. В худшем случае часть независимых заправок будет вынуждена остановиться.
Кроме того, уже сейчас есть информация о вымывании бензина и дизеля с заправок ВИНК.
Например, в понедельник стало известно, что на ряде автозаправок Брянской области исчез бензин марок Аи-92 и Аи-95. Дефицит бензина этих марок испытывают и другие области Центрального федерального округа. Однако заместитель генерального директора ЗАО «Брянскнефтепродукт» (входит в «Роснефть») Валерий Чечеткин сообщил «Интерфаксу», что дефицит связан с ремонтами в марте-апреле на 4 НПЗ страны.
Известно об ограничении продаж топлива на АЗС в Алтайском крае. По данным Алтайского топливного союза, собственники АЗС столкнулись с проблемой нехватки ГСМ в начале апреля, когда основные оптовые поставщики бензина в регион - ОАО «НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт» и ОАО «Газпромнефть-Алтай» - ограничили его продажу без объяснения причин. В минувшие выходные ряд заправок края ограничил или приостановил продажи ГСМ. На АЗС выдают продукцию или по внутренним сетевым картам, или в один автомобиль заливают не более 20 литров бензина или просто не продают продукцию, отметил Алтайский топливный союз.
Эксперты «ОМТ-Консалт» также прогнозируют подорожание бензинов в рознице в РФ из-за дефицита. Как сообщали Агентству нефтяной информации (АНИ) в «ОМТ-Консалт» в конце прошлой недели, дефицит бензинов образовался в столичном регионе, в Ленинградской области, на уфимском оптовом рынке нефтепродуктов.
| |