|
Ответственными за восприятие феромона, предотвращающего гомосексуализм, оказались не обонятельные, а вкусовые рецепторы. К такому выводу пришли североамериканские ученые, исследовавшие мух.
В выборе сексуальных партнеров братья наши меньшие руководствуются весьма простыми и незатейливыми, а главное - стандартными принципами. Рост, вес, громкость, окраска, и, несомненно - запах. По нему мышь мужского пола, к примеру, легко определит, в какой стадии цикла находится партнерша, были ли у неё беременности и прочие интимные подробности.
Контрольный удар по потенциальному партнеру наносит система феромонов, в подобных ситуациях почти заменяющая самцам все остальные органы чувств. Иногда дело доходит до весьма забавных конфузов.
Например, небольшого сбоя в восприятии феромонов достаточно для того, чтобы превратить мух-самцов в гомосексуалистов.
Всего у дрозофил, которым пришлось побывать сексуальными подопытными уже не для одной группы ученых, есть две основные системы восприятия феромонов: вкусовая и обонятельная.
При этом, как показали Лиминг Ванг и его коллеги в публикации в Nature Neuroscience, первая выступает в роли доминирующей, определяя характер поведения, а вторая, более известная и привычная ученым, всего лишь регулирует интенсивность эффекта.
В своих экспериментах, которые интересны даже обывателям, биологи из Калифорнийского Технологического института и ещё пяти североамериканских вузов сконцентрировались на двух основных феромонах. Первый, по названию больше похожий на торговую марку дезодоранта, - (z)-7-трикозен, относится к кутикулярным и входит в состав экзоскелета самцов. За чувствительность к нему отвечают вкусовые хеморецепторы. Второй - cVA, воспринимается обонятельной системой.
Стоило ученым «выключить» чувство вкуса или убрать трикозан из «панциря» мух-самцов, как те дружно вставали под радужный флаг.
Поскольку та же сигнальная система сообщала об исчезновении конкурентов, самцы разом становились более покладистыми, прекращая внутренние стычки, а точнее сменяя их на незатейливые любовные игры. Измерить агрессивность не составило труда, поскольку «бьет - значит любит» абсолютно неприменимо для мух-самцов, практически не проявляющих жестокости к слабому полу.
Ученые сумели даже определить конкретный «виновный» рецептор - Gr32a, специализирующийся не на сладком и соленом, а именно на феромонах.
У млекопитающих (мышей) восприятие феромонов осуществляется только за счет обоняния. Впрочем, Ванг и коллеги считают, что то, что мы сейчас воспринимаем как одну систему, на самом деле - две, объединившиеся в ходе эволюции. При этом расположенные в разных участках обонятельной области нейроны воспринимают разные сигналы, к примеру белки мочи, провоцируя разные схемы поведения: мягкое гомосексуальное, доброе или агрессивное натуральное.
А вот у человека подобной доминирующей системы пока не описано, так что, если при знакомстве вас не только понюхали, но и случайно лизнули, - это уж точно не из научного интереса.
Автор: Петр Смирнов
| |