|
Сегодня исполняется 25 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Оценки последствий аварии до сих пор расходятся радикально. Украина строит новый саркофаг над разрушенным энергоблоком. Старый может не выдержать. Его стоимость - более 1,5 миллиарда евро. На сегодняшний день собрано лишь 550 миллиона. Подробности - у корреспондента «Вестей ФМ» Сергея Ткачука.
26 апреля 1986 года, 1 час 24 минуты - на пульт дежурного поступает сигнал о взрыве на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС. Первый пожарный расчет прибыл на место через 7 минут. Благодаря оперативным действиям к 6 утра огонь удается локализовать. В первые часы после аварии специалисты-атомщики еще не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. Эти усилия оказались бесполезными, так как и трубопроводы, и сама активная зона были разрушены. При выполнении работ многие сотрудники станции и ликвидаторы получили большие дозы радиации, некоторые - смертельные. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек. Затем, по разным данным, еще от 60 до 80. Лучевую болезнь получили 134 человека.
Первое официальное сообщение было сделано по телевидению 27 апреля. В объявлении говорилось о факте аварии и двух погибших, об истинных масштабах катастрофы стали сообщать позже. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны, в последующие - население 30-километровой зоны. Людям запрещалось брать с собой вещи, многие были эвакуированы в домашней одежде. Чтобы не раздувать панику, сообщалось, что они вернутся домой через 3 дня. Но многие так и не вернулись. Всего было эвакуировано более 115 тысяч человек. Участвовали в ликвидации 600 тысяч.
Радиоактивному загрязнению подверглись территории Украины, Белоруссии, России и части стран Восточной Европы. Сейчас ситуация, как говорят специалисты, находится в норме. Хотя определенный уровень радиации будет сохраняться еще очень долго, предупреждает председатель межведомственного совета по радиохимии РАН и Росатома Борис Мясоедов.
«Наибольшую дозу излучения там составляет гамма-излучение цезия-137. К сегодняшнему времени цезий еще не распался и наполовину. Еще нужно ждать несколько десятилетий, чтобы его активность уменьшилась в 2 раза. Но там, в меньшей концентрации, существует гораздо более опасный изотоп - плутоний. Он в следовых количествах абсолютно безопасен для жителей, даже в ближней зоне. Его период полураспада - 20 тысяч лет», - утверждает Мясоедов.
Чтобы ситуация и дальше была безопасной, необходим новый саркофаг, говорит директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Леонид Большов.
«Первый саркофаг, который строился в 1986 году, был рассчитан на 20 лет. Собирались в первые 10 лет построить второй саркофаг, который был бы уже окончательным устройством, изолирующим топливо внутри 4-го блока от окружающей среды. По хорошо известным причинам до сих пор этого сделано не было», - говорит Большов.
Главная причина - был развален Советский Союз. Было не до саркофага. О том, что его все-таки надо строить, активно заговорили в преддверии годовщины трагедии. На это надо более 1,5 миллиарда евро. У Украины таких денег нет. Проект финансируют многие страны, даже далекие от всего этого США. Но пока собрали лишь 550 миллионов евро.
| |