|
Спустя год после ратификации «харьковских соглашений» главная база ЧФ не получила никаких ощутимых дивидендов от углубления украинско-российской дружбы.
Возможно, для политических и бизнес-элит Киева и Москвы ратификация договора о продлении сроков пребывания ЧФ РФ в Украине стала этапным событием, полностью изменившим взаимоотношения между ними. Но для одного из главных «виновников» торжества - Севастополя - «харьковские соглашения» не принесли ничего нового. Жизнь главной базы ЧФ сегодня, по большому счету, мало чем отличается от ее бытия в так называемый «дохарьковский» период.
Да, на улицах города воцарилось относительное спокойствие, в Севастополе больше не проводятся возмущающие спокойствие на полуострове и в Украине в целом громкие акции за или против пребывания ЧФ после 2017-го года. Однако это спокойствие - это, скорее, не результат решения «флотского» вопроса, а отображение общеукраинской тенденции «умиротворения» после смены власти на Банковой. Как бы парадоксально это не звучало, «харьковские соглашения» отнюдь не привели к нормализации общественно-политической обстановки в городе, а возымели совершенно противоположный эффект, спровоцировав рост в среде пророссийской общественности Севастополя не интеграционных, а сепаратистских настроений.
В частности, опекаемая на официальном уровне Москвой «Российская община Севастополя» в своем печатном органе - редактируемой в штабе ЧФ РФ и издаваемой на базе флотской типографии газете с одноименным названием, - с самого начала охарактеризовала «харьковские соглашения» как «первый шаг к возвращению города в Россию». При этом авторы подобных статей не забывали уточнить, что «Севастополь - "не русский город", а "город Российской Федерации", и что "юридически это важно". По утверждению пророссийской организации, флотские соглашения нужно рассматривать в качестве "того самого шага, с которого должен начаться процесс окончательного, законного решения вопроса о статусе, значении и принадлежности Севастополя", но "впереди еще долгий путь по окончательному решению данного вопроса".
Развивая эти тезисы на протяжении всего прошлого года, с такой же активностью нештатный рупор идеологической пропаганды ЧФ в отношении украинцев твердил, что "не один мы народ", и что "мы - потомки воинов-освободителей, они - нащадки коллаборационистов и фашистских прихвостней".
Непримиримая борьба со всем украинским со стороны другой местной пророссийской организации - "Русской общины Севастополя", - едва не закончилась дипломатическим скандалом. Так, выступая вместе с польской общиной города соорганизатором акции по случаю Международного дня родного языка, на посвященный этому событию концерт "Песни, объединяющие народы", "Русская община" позвала представителей дипкорпусов России и Польши в Украине, городские власти и командование ЧФ. Зато, исходя из "принципиальных" позиций, на мероприятие не были приглашены представители Военно-Морских Сил Украины. Это не помешало лидеру этой пророссийской организации заявить: "Мы в „Русской общине" не нацисты, а националисты. Мы за объединение народов". По информации "Главкома", данный инцидент вызвал определенное нарекание со стороны польского МИД, успевшего скорректировать позицию своих представителей в Украине по отношению к данному "празднику дружбы народов".
Не намерено пророссийское лобби Севастополя отказываться и от публичных уличных акций. В частности, один из завсегдатаев мероприятий общественно-политического характера, устраиваемых под российскими государственными триколорами на улицах и площадях города, лидер партии "Русский блок" и депутат Севастопольского городского совета Геннадий Басов, комментируя ожидания коллег по сессионному залу по поводу ожидаемого после ратификации флотских соглашений "наступления стабильности в городе" заявил: "И с флагами будем ходить, и ЧФ РФ поддерживать будем". Другими словами, спокойствие на улицах Севастополя - обманчиво, и тому же "Русскому блоку" для возобновления активной уличной деятельности нужен лишь подходящий повод.
Однако от местных "буйных" пророссийских сил полного умиротворения в результате подписания "харьковских соглашений" ожидать действительно было сложно. В этой ситуации интересно, что сам Черноморский флот в новых условиях "дружит" с Украиной по-старому - продолжая оставаться активнейшим субъектом местной общественно-политической жизни.
Харьковский пакт и последовавший после его заключения рост внешнеполитической активности Киева в направлении северного соседа, России, не уменьшил желания Белокаменной активно влиять на внутренние процессы в Украине. Скорее, наоборот, усилил его. Применительно к ЧФ это проявилось в сохранении за флотом функций проводника и инструмента государственной политики РФ в отношении Украины.
Например, еще в прошлом году на флот из Москвы поступило указание одним из приоритетных направлений работы ЧФ в 2011 году считать "противодействие попыткам фальсификации истории". При этом структурам флота было рекомендовано активно привлекать к этой работе ветеранские организации Севастополя, а апофеозом пропагандистской компании должны были стать многочисленные статьи и сюжеты в свободно распространяемых в украинском медиа-поле флотских средствах массовой информации.
Впрочем, после продления сроков пребывания ЧФ в Украине российская сторона не перестала по-особенному любить Севастополь и в социально-экономической сфере. Призрачные надежды городских властей и определенной части местного населения на погашение Черноморским флотом России имеющихся на момент начала новой дружбы старых соседей долгов, увы, так и остались надеждами. Вопреки заверениям Президента РФ Дмитрия Медведева о том, что Севастополь "для нас не посторонний", ЧФ продолжал и до сих пор продолжает накапливать "дружеский" долг.
Так, в настоящее время задолженность российского флота перед городом составляет около 20 млн. гривень. В числе проштрафившихся числится семь воинских частей и предприятий ЧФ, суммарный долг которых перед пенсионным фондом составляет 12477,3 тыс. гривень, а по выплате заработной платы гражданским рабочим и служащим - 5991,1 тыс. в украинской национальной валюте. Кроме того, сумма долга по оплате структурами ЧФ введенного Украиной с 1 января текущего года единого взноса составляет 755,2 тыс. гривен. Наиболее крупным должником является Строительное управление (СУ) Черноморского флота, объявленное в феврале этого года банкротом. Доля этого учреждения в общих долгах ЧФ составляет порядка 17,5 млн. гривен, причем задолженность по зарплате его бывшим работникам не выплачивается аж с 2008-го года. На каком-то этапе флот вообще хотел откреститься от финансовой несостоятельности своей стройконторы, заявив, что СУ - это украинское предприятие. Лицемерить ЧФ перестал лишь после того, как не смог дать внятный публичный ответ на вопрос, почему "украинское" предприятие возглавляли люди в погонах - военнослужащие Вооруженных сил РФ.
До сих пор российские военные не рассчитались с обманутыми севастопольцами в рамках еще одной финансовой аферы - долевого участия в коммерческом проекте военных строителей ЧФ по возведению 192-квартирного жилого дома по улице Астана Кесаева. Данная эпопея - аналог скандала с киевским "Элита-центром", - также берет начало в 2008-м. Вряд ли эти ситуации можно назвать той "специальной социально-экономической поддержкой", которую после подписания "харьковских соглашений" обещал Севастополю глава российского государства Дмитрий Медведев...
Точно такими же призрачными, как ожидания обманутых жителей главной базы ЧФ, спустя год после Харькова остаются и надежды местных властей на рост инвестиций в город со стороны российских бизнес-структур. В частности, по данным Управления государственного комитета статистики в Севастополе, по итогам 2010-го прямые российские инвестиции в город составили 33120,5 тыс. долларов США, что оказалось всего на 4% больше чем в предыдущем, 2009-м году. Для сравнения: по данным той же статистики, рост инвестиций РФ в Севастополь в 2005-м году по сравнению с 2004-м, годом так напугавших Москву событий "Оранжевой революции" составил аж 47%. И это при том, что в неспокойном 2004-м российская сторона влила в Севастополь в целом сопоставимую с показателями 2010-го года сумму - 30528 тыс. долларов США.
Стоит отметить, что проблемы социально-экономического характера, связанные с пребыванием ЧФ РФ в Севастополе после недолговременной эйфории от подписания новых флотских соглашений по флоту отрезвляюще подействовали на многих жителей города. И, прежде всего, на местное руководство. В частности, спустя всего несколько месяцев после обмена "газ на флот", избавившись от иллюзий и, наконец, увидев сформировавшиеся тенденции, севастопольский мэр Валерий Саратов вынужден был заявить, что "ожидания руководства города в связи с подписанием харьковских соглашений не оправдались".
Не оправдываются и другие ожидания украинской стороны, которые в значительно меньшей степени волнуют севастопольское руководство, но достаточно много значат для официального Киева. Речь идет, прежде всего, о задекларированной Москвой открытости в вопросе информирования украинской стороны о численности основных вооружений ЧФ, находящихся на военных базах в Крыму. Соответствующий шаг в виде подписания протокола был оформлен на встрече министров обороны двух государств, состоявшейся в конце октября прошлого года в Партените. В соответствии с этими договоренностями, Москва обязалась честно информировать Киев не только о численности, но и типах военной техники и вооружений, размещенных на территории Украины по состоянию на 1 января каждого года. Однако, направляя в украинскую столицу сей акт доброй воли, в Белокаменной традиционно решили соврать, скрыв ввоз в 2010 году в Украину новых самоходных артиллерийских установок "Гвоздика", заменивших старую технику морской пехоты ЧФ. По всей видимости, это был далеко не единственный случай скрытой переброски на украинскую землю нового оружия для модернизации и усиления мощи Черноморского флота. В противном случае российская сторона так упорно не уходила бы от подписания межгосударственного соглашения об инспекции Киевом военных объектов ЧФ. Но это уже, как говорится, другая история.
В целом же, следует констатировать, что год, минувший с момента подписания в Харькове договора о продлении сроков нахождения ЧФ в Украине, не стал новым этапом в отношениях Севастополя и России, России и Украины. Анонсированного политическим истеблишментом обоих государств прорыва не состоялось ни в политической, ни в экономической, ни в социальной сфере. И это более чем отчетливо видно на примере Севастополя - города, которому суждено еще долгие годы быть индикатором искренности российско-украинских отношений.
Коллаж ИноСМИ
| |