|
На особые экономические зоны и федеральные целевые программы (ФЦП) тратятся колоссальные средства, а эффекта чаще всего нет. Все институты развития перетрясут, а за качество их работы профильные министры ответят головами. Об этом говорили в понедельник на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.
Чтобы обеспечить устойчивый экономический рост, провести структурные реформы, российской экономике необходимо наконец получить серьезную отдачу от институтов развития, заявил премьер Владимир Путин. В самом деле многие задумки середины «нулевых», которые мыслились драйверами роста, так и не «выстрелили». Фактически не работает инвестиционный фонд, непонятно, чем заняты особые экономические зоны, технопарки, наконец, госкомпании. Руководителей последних Путин предупредил: несмотря на то что государство не намерено пока отказываться от поддержки отдельных отраслей, действовать все-таки предстоит в конкурентной среде. Есть большие сомнения, что везде к этому готовы.
Особый гнев премьера вызвал принцип исполнения федеральных целевых программ. Объекты, которые создают за счет бюджета, становятся все дороже, сроки создания или строительства - все длиннее. Путин потребовал от Минэкономразвития проработать критерии исполнения госпрограмм «с акцентом на персональной ответственности» министров, а также провести ревизию особых экономических зон и технопарков на предмет эффективности работы.
Министр финансов Алексей Кудрин премьера поддержал. Он напомнил: ради того, чтобы дать налоговые послабления в особых зонах, в «Сколково», приходится повышать акцизы, некоторые другие налоги. Минфину эти непопулярные решения даются кровью, а что же другие министерства? Заявив некоторую программу и получив под нее деньги, чиновники теряют к ней всякий интерес. Не удосуживаются даже принять необходимые подзаконные акты и инструкции, в результате чего в федеральных целевых программах, например, заморожено примерно 80 миллиардов рублей. В прошлом году хотели ввести 700 объектов, построенных за казенный счет, но едва построили 400, санкций никаких.
А рецепт-то есть, и простой, сказал Кудрин. Не готовы документы - не давать финансирование. Если деньги не «освоены», или «освоены» так, что нет результата, объект выбывает из бюджета на будущий год. Путин ухватился за эти слова и попросил Кудрина «срочно разработать и внедрить» такой механизм.
Но министр финансов не мог не затронуть еще одну деликатную тему: присоединение России к ВТО. Путин, как известно, на днях заявил, что Россию там ждет «засада». У Кудрина другое мнение.
- Владимир Владимирович, как только это произойдет (Россия станет членом ВТО. - «Известия»), - тщательно подбирая слова, сказал министр финансов, - страна получит новое измерение.
И объяснил: отсутствие финансовой дисциплины, воровство, расхлябанность - все это уйдет едва ли не само собой. Ведь начнут работать инструменты из арсенала ВТО, для которых в России даже законодательная база готова, однако инструменты до поры заморожены. Путин возражать не стал.
| |