|
Российское кино - если судить по результатам двух последних лет - сдает позиции даже в собственном прокате. Нужна ли кинематографу помощь государства или он обязан выживать сам? Эти вопросы обсуждались на конференции «Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры», которая прошла 22-24 апреля в Подмосковье.
Инициатором конференции стал Киносоюз, который во многом и создавался ради того, чтобы наладить диалог с властью. Точнее - расширить круг кинематографистов, в этот диалог вовлеченных. Обсуждали проблемы кинообразования, прокат, способы продвижения картин к зрителю. Но центральной стала тема «Государственная политика развития отечественной кинематографической культуры до 2020 года».
В первый день конференции был показан видеодоклад сотрудника компании Unifrance, отборщика Каннского фестиваля по региону Восточной Европы Жоэля Шапрона - о французской модели кинопроизводства. Эта модель, подразумевающая значительное участие государства, кажется многим российским кинематографистам самой подходящей. Хотя согласны с этим не все. Продюсер Александр Роднянский говорил о том, что ему кажется странным апеллирование к государству и требование от него помощи со стороны людей, которые считают себя либералами.
«Конечно, в такой позиции много здравого, - прокомментировал это "Известиям" глава Киносоюза режиссер Борис Хлебников. - Но мы все же думаем, что компетентное участие государства, его помощь и частичное регулирование идут на пользу самым разным отраслям. Мы предлагаем, чтобы государство брало под свой "протекторат" фильмы, которые попадают в конкурс крупных международных фестивалей. Чтобы показывало по телевидению ролики этих картин на правах социальной рекламы. Ведь Попогребскому с "Как я провел этим летом" просто повезло, что в сопродюсерах был канал "Россия 1". Иначе о фильме у нас бы толком никто ничего не узнал. Необходимо, чтобы государство выделило деньги на приобретение таким проектом зарубежного агента и прочее. Деньги не очень большие - порядка 30 000 долларов, но в бюджете арт-кино и их не предусмотрено. Сейчас на нашем телевидении для таких фильмов есть одна ниша: программа Гордона в полночь».
Среди продюсеров, участвовавших в конференции, большинство как раз занимается арт-кино: Роман Борисевич, Артем Васильев, Сабина Еремеева, Игорь Мишин. Артхаус не попал в поле действия стартовавшей в прошлом году реформы и оказался как бы на обочине государственных интересов. Между тем это киноформат, в котором у нас иногда случаются серьезные успехи. Недаром новый директор департамента кинематографии Минкультуры РФ Вячеслав Тельнов обещал серьезно изучить материалы конференции.
Итогом ее должна стать выработка документа, где будут обозначены желаемые пути развития индустрии. Руководители Министерства культуры и Фонда кино обещали отнестись к этим пожеланиям со всей серьезностью. На меморандум у Киносоюза уйдет примерно неделя. А 6 июня, уже на фестивале «Кинотавр», будет выработан итоговый документ.
| |