|
Сусан Стипп из Копенгагенского университета (Дания) и Сигурдур Гисласон и Хельги Альфредссон из Исландского университета провели самое детальное на сегодня исследование вулканического пепла, взятого в 10 и 55 км от исландской огненной горы Эйяфьядлайёкюдль, которая однажды дала прикурить всей Европе.
Напомним, вулкан с колоритным названием взорвался 14 апреля 2010 года, выбросив в атмосферу огромное количество пепла. Европейские власти, опасаясь повреждения самолётов, наложили вето на воздушное сообщение (кое-где запрет сохранялся несколько месяцев). Перевозчики выступили тогда с резкой критикой чиновников.
Как выяснилось, и впрямь лучше было перестраховаться. Исследователи обнаружили, что пепел, выброшенный в первые дни извержения, содержал необычайно высокую долю частиц менее 300 мкм в диаметре. Они с лёгкостью могли попасть в двигатели аэробусов и там расплавиться, что привело бы... понятно к чему. Кроме того, частицы были достаточно твёрдыми и острыми, чтобы повредить иллюминаторы и «ослепить» пилотов.
Образцы пепла, собранные другой группой через двенадцать дней после начала извержения, показали, что частицы слипаются друг с другом и падают на землю.
Фред Прата из Норвежского института воздушных исследований отмечает, что, хотя европейские власти и были правы, наука и техника позволяют оперативно проводить мониторинг воздушного пространства и отменять рейсы не огульно, а избирательно. Тесты, которыми пользовалась лаборатория г-жи Стипп, способны в течение суток оценивать степень риска для самолётов.
Кроме того, учёные узнали, какой вред пепел способен нанести питьевой воде. Когда частицы выбрасываются из вулкана, на них конденсируются летучие газы, покрывая их солевым слоем, содержащим хлор, фтор и мышьяк. Как выяснилось, эти соли смываются с пепла за считанные секунды. А вот острые края у частиц сохраняются, даже если они трутся друг от друга.
| |