|
Через полторы недели в Петербурге может закончиться бензин, а его продажа за наличные, возможно, будет сильно ограничена.
Причину специалисты видят в усилиях государства по сдерживанию цен на топливо, которые привели к тому, что продавать бензин на внутреннем рынке стало невыгодно. Однако, по мнению других экспертов, ситуация нагнетается искусственно и беспокоится не стоит. Мнения выслушал корреспондент радио «Вести ФМ» Олег Яхонтов.
Яхонтов: Бензиновый голод Петербург может ощутить после майских праздников. Причем это будет дефицит, подобный тому, что уже был в Петербурге в 1998 году. На бирже уже ощущается дисбаланс между спросом на топливо и предложением. По словам президента топливного союза Петербурга Олег Ашихмина, все дело в разнице оптовых и розничных цен на топливо:
Ашихмин: У нас в феврале-месяце была команда нефтяным компаниям опустить цены. Нефтяные компании опустили розничные цены, а оптовые цены оставили на том же уровне, который и был. В связи с этим продавать объемы на внутренний рынок нефтяным компаниям было не выгодно, а экспорт нефтепродуктов в этом году вырос в несколько раз. То есть с внутреннего рынка ушли все объемы на экспорт. На бирже было 403 заявки на покупку, и только 9 предложений на продажу. У нас в Петербурге 45% АЗС - независимые частные компании. Купить нефтепродукты им сегодня негде. Что может произойти в ближайшее время? Начнется ограничение по отпуску нефтепродуктов, будут отпускаться только тем, кто имеет кредитные карты или договора. За наличный расчет отпуск может быть полностью остановлен или ограничен до 20 литров в один бак.
Яхонтов: Таким образом, нефтяным компаниям стало гораздо выгоднее заниматься экспортом топлива по высоким оптовым ценам, нежели насыщать внутренний рынок, не имея значимой прибыли. В топливном союзе это называют «саботажем» крупных поставщиков и призывают вмешаться антимонопольную службу, которая может заподозрить компании в картельном сговоре, за который предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной. Сами компании-поставщики, которые имеют в Петербурге свои сети АЗС, хранят молчание. Их реакция на просьбу прокомментировать складывающуюся ситуацию идентична ответу пресс-службы компании «ЛУКойл»:
Пресс-служба «ЛУКойла»: Руководство дало отмашку: сказало, что никаких комментариев не давать.
Яхонтов: В Ленинградской области есть и Киришский нефтеперерабатывающий завод, который исправно поставляет бензин на городские АЗС, однако и там от комментариев отказались, объясняя, что проблем с производством бензина у них нет, а другие вопросы не к ним:
Пресс-служба Киришского НПЗ: Мы являемся перерабатывающим звеном компании Сургутнефтегаз. Именно эта компания распоряжается львиной долей всех нефтепродуктов, которые мы производим. И наша прерогатива: получить нефть, переработать ее и вернуть нефтепродукты компании.
Яхонтов: Однако в отличие от других российских регионов, где в последнее время ощущался дефицит топлива, в Петербурге представлены практически все крупные топливные компании, включая зарубежные. Все они имеют разные условия поставки и всеобщий сговор маловероятен. По мнению автоэксперта Александра Холодова, никакого дефицита бензина в городе нет и быть не может, а паника нагнетается искусственно.
Холодов: Ситуация, когда в Петербурге будет дефицит бензина - это, скорее, из области фантастики. У нас практически все бренды более или менее крупные, они бензин берут из разных мест. Какие-то проблемы с дефицитом бензина могут возникнуть, только если, может быть, случится какой-то неприятный момент с железнодорожным транспортом. Во всех остальных случаях это практически нереально. И мне кажется, что кто-то специально нагнетает все эти скандалы, нагнетает искусственный интерес к бензину, может быть, с целью продать топлива побольше.
Яхонтов: Пока в Петербурге проблем с бензином нет, хотя не исключен сезонный фактор. Во-первых, нефтеперерабатывающие заводы встают на профилактику. Во-вторых, весной потребление топлива всегда больше, но это обычно отражается лишь на ценах.
| |