|
Москва впервые увидит концептуальную презентацию 50 живописных и графических работ Гейюра Юнуса из фондов Третьяковки, Музея Востока, коллекции Фонда Марджани и его личного собрания.
У этого мастера толпы поклонников в США, во Франции и Великобритании, в Голландии, Дании, Польше, Норвегии и Финляндии, в Иране, Сирии и Турции, его работы украшают Берлинский этнографический музей и личную коллекцию Рокфеллера.
Поскольку «Восток - дело тонкое», это еще и «дело» аллегорическое, суффистски-изысканное и театрально-пышное. Особенно когда речь идет об изобразительном искусстве. Как ни трудно, казалось бы, соединить философичность и чувственность, но у «восточных» это в крови: их искусство ошеломляет новизной и многозначностью образов, коренящихся в мифологии и народной культуре, страстью и энергией, с которой освоен и переосмыслен в нем европейский опыт.
У выпускника Тбилисской академии художеств Гейюра Юнуса своя созерцательная интонация и система символов, особый сплав итальянского и позднего северного Ренессанса, каджарской живописи и «наивных» представлений городской культуры начала прошлого века. Его луноликие красавицы с удивленными, широко распахнутыми глазами и бровями дугой, эти их детки, похожие на карликов и философов одновременно, и бравые усатые мужчины являют собой пряную смесь образов «Тысячи и одной ночи», «Ашика-Кериба» и базара, который сегодня материализован уже не только в Баку, Тбилиси или Ташкенте, но и в открытой сердцем Москве, сдержанном Берлине и нордическом Осло.
Склонный к рефлексии философ, Юнус всегда знает, что именно хотел выразить, - у него нет спонтанных мазков ради красивого пятна. Если в работе «вдруг» присутствует красный, он вам объяснит зачем. Знает, какой интенсивности дать цвет, какой фактурности мазок, как организовать пространство, сознательно нарушив перспективу, как его заполнить, и это не только от традиционной для искусства исламского Востока «боязни пустоты». Рацио и чувственность в его творчестве связаны органически, как в сознании ребенка. В детстве же коренится и редкая цветомузыкальность полотен мастера, совершенно особенный темпоритм его мазка: родители хотели видеть сына музыкантом и отдали в музыкальную школу, но он родился художником и стал им... Любопытная деталь: в доме маленького Гейюра стены были оклеены немецкими обоями с изображениями людей и животных. И первое, что он сделал, придя в детсад, - разрисовал углем стены. Они были белые и скучные, поэтому нарисовал птиц и рыб. Рыбы живут и в художественном мире зрелого Юнуса, в его евангельских сюжетах с характерным для христианского искусства образом Спасителя в виде рыбы. Трех рыбин, а точнее, одну в трех ипостасях мы видим и на обложке его каталога.
Как сказал на открытии экспозиции искусствовед Маис Назарли, все творчество Юнуса - это бесконечный зикр, то есть важный в исламе ритуал перечисления Божественных имен. Ибо Бог един, но многолик, и имен у него 99: он и Милостивый, и Милосердный, он Творец, Художник, он Истина, он Справедливый, Слышащий, Знающий... Вот художник и стремится явить нам этот невообразимый сплав столь потрясающего разнообразия.
| |