|
В 1918 году от испанки в городах умирал даже не каждый сотый, а в деревнях - девять из десяти. Причину такой разницы в заболеваемости сезонным гриппом надо искать в предшествовавших пандемии десятилетиях. В городах инфекция распространялась легче, и у горожан сформировался иммунитет, чего не скажешь о селянах.
В 1918 году от испанки в городах умирал даже не каждый сотый, а в деревнях - девять из десяти. Причина такой разницы в заболеваемости сезонным гриппом - в предшествовавших пандемии десятилетиях, поясняют учёные из Норвежского института здравоохранения.
В городах инфекция распространялась легче, и у горожан сформировался иммунитет, чего не скажешь о селянах.
«Никто не знает, какие именно вирусы гриппа имели хождение до 1918 года, но считается, что H1-подобные вирусы циркулировали перед предыдущей крупной пандемией, поразившей Россию в 1889-1890 годах, - говорит ведущий автор исследования Свен-Эрик Мамелунд. - Поэтому некоторые из них могут быть связаны с вирусом А(H1N1) испанского гриппа 1918 года. Это значит, что кое-кто старше 28-30 лет, возможно, в 1918 году имел определённую защиту от тяжелой инфекции».
Оказалось, что это не совсем так.
Норвежские учёные первыми провели анализ возрастной смертности в городах западного мира в 1918 году с учётом смертности от сезонного гриппа за несколько лет до этих событий. Показан относительно высокий уровень смертности среди молодых людей и низкий - среди тех, кому за 65.
Такой же анализ изолированных общин Лабрадора, Канады и Аляски и других регионов выявил очень высокую смертность среди жителей старше тридцати - вплоть до 90-100%. В наиболее пострадавших районах в основном умирали представители коренного населения. Имеет смысл предположить, что эти люди жили более тесно и бедно по сравнению с европейскими колонистами, у них легче развивались сопутствующие заболевания - например, туберкулёз; свою роль играло и отсутствие надлежащего ухода (потенциальные сиделки тоже заболевали и умирали).
Какие выводы можно сделать из этого исследования?
Во-первых, относительно хорошим иммунитетом обладали только городские жители старше 65 (а не 30) лет.
Во-вторых, при отсутствии адекватной иммунологической защиты у большинства населения мира испанский грипп, вероятно, унёс куда больше жизней, чем 50-100 млн, как принято считать.
«Смертность во время последней пандемии А(H1N1) была ниже, чем в период обычного сезонного гриппа, - подчёркивает г-н Мамелунд. - Отчасти сработали те же механизмы, что и в 1918 году. У старшего поколения (за 65) смертность от сезонного гриппа обычно высокая, но свиным заболели единицы. Серологические исследования, проведённые в Европе, Японии и США, показали, что максимальным иммунитетом обладали родившиеся до 1918 года. Появившиеся на свет после 1949-го не имели практически никакого иммунитета против А(H1N1) в 2009-м».
Результаты исследования опубликованы в журнале Epidemics.
Подготовлено по материалам AlphaGalileo.
| |