|
Сегодня в Доме Русского зарубежья премию Александра Солженицына за 2011 года вручат Елене Чуковской - внучке знаменитого писателя Корнея Чуковского. Именно она помогала Александру Солженицыну в его работе, вплоть до высылки писателя из СССР. Благодаря усилиям Елены Чуковской был опубликован и рукописный альманах Корнея Чуковского «Чукоккала».
Если ее жизнь описать одним словом, то это будет слово «помощь». Корней Чуковский называл ее, свою внучку, Люшей. Говорил, что без нее со многим бы не справился. Она переписывала рукописи, приводила в порядок писательский хаос, хранила письма. Она защищала от цензуры. Точнее, от забвения.
В ее архиве - фотографии Ахматовой, Пастернака и редкий снимок Александра Исаевича, где он улыбается. Их друзей арестовывали, изымали архивы, глумились на допросах.
Елена Чуковская рассказывает, что Корней Иванович пригласил Солженицына после конфискации его архива пожить в Переделкине, считая, что здесь, на виду, среди писателей, он будет в большей безопасности.
Таких, как Елена Чуковская, Солженицын называл невидимками. Они в самом деле должны были быть невидимыми - для КГБ, когда пользуясь паролями, как заправские шпионы, передавали письма, когда печатали рукописи.
«Мы очень удивились, что он (Солженицын) сам печатает все свои вещи. Например, первые пять частей "Архипелага" он сам напечатал. А так как я с детства привыкла кому-то что-то там печатать дома, то я и предложила свою помощь», - говорит Елена Чуковская.
За такую помощь можно было запросто расстаться со свободой. Но Елена Чуковская признается: «Было ощущение осмысленности жизни. Потому что все, что делалось, было понятно - зачем и для чего. А риск у живущих в большом городе всегда есть».
Когда друзья семьи - Ахматова, Бродский, Ростропович, Сахаров; когда в семейном архиве - записка Марины Цветаевой: «Примите посудомойкой в столовую Литфонда», понятие риска, наверное, меняется. Это образ жизни - защищать не себя, а мысль.
У Корнея Ивановича есть потрясающая запись Блока, где написано: «Ни одной минуты не может существовать полицейское государство без насилия. И живешь, как схваченный за горло».
Именно альманах «Чукоккала» сам Чуковский считал главным трудом своей жизни. Собирал его 41 год. Здесь записи, рисунки о жизни и меняющихся эпохах. С 1914 года простое, казалось бы, собрание автографов превращалось в литературную картину мира: Андреев, Репин, Горький, Маяковский, Мандельштам, Конан Дойл, Шаляпин, Римский-Корсаков, Хармс, Зощенко - все в буквальном смысле приложили руку.
Здесь можно увидеть и замечательно красивый почерк Пастернака, и уникальные фото. На одном из них Чуковский и Пастернак отмечают Нобелевскую премию. А на другом по тому же случаю Хрущев по-свойски, с легкой хамовитостью, тычет в писателя пальцем. Фото выдавали в ЦК КПСС. Ко времени его выдачи Хрущев уже был смещен, так что там же, в ЦК, его отрезали. Оставили на память только палец. Отрезали от жизни и дочь Чуковского - Лидию. Писательницу.
«Это фотография мамы, которую нарисовал Маяковский, так как изображение изъяли из издания. До такой степени нельзя было ее упоминать», - рассказывает Елена Чуковская. Лидия то за Бродского вступалась, то за Даниэля с Синявским, то писала неправильные книжки.
Елена Чуковская вспоминает: «За границей вышла ее "Софья Петровна". Повесть, написанная в 1939 году. Она - о том, что творилось на воле». О тюремных очередях, о том, как издевались прокуроры над родственниками арестованных.
Была еще книга «Прочерк». О прочерке в графе «Причина смерти». О расстрелянном в 1938-м муже. Было много чего, что Елена Цезаревна собирала, оберегала. Это превратилось из рукописей и дневников в книги.
Поразительно, но даже теперь некоторые тома изданы тиражом в ничтожную тысячу экземпляров. Но когда видишь книги на полках, понимаешь, что, зная эту фамилию с детства, ничего не знаешь о том, что на самом деле писали и думали Чуковские. Что в том, что «Архипелаг ГУЛаг» перевернул мир, есть скрытая от глаз сила «невидимок».
| |