|
Ъ стали известны выводы комиссии по событиям июня 2010 года в Киргизии
Международная комиссия по расследованию киргизско-узбекской резни на юге Киргизии в июне 2010 года подготовила доклад, который представила руководству страны. Ъ удалось получить полную версию доклада. Ответственность за межэтнические столкновения комиссия возлагает на руководство страны во главе с Розой Отунбаевой. Поэтому обнародование документа наверняка вызовет в республике громкий скандал.
Решение о создании международной комиссии было принято в июле прошлого года по рекомендации ОБСЕ. Независимого расследования требовали также США, Узбекистан и правозащитные организации. Председателем комиссии был назначен член парламента Финляндии, спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Центральной Азии Киммо Кильюнен. По информации Ъ, 26 февраля английскую версию доклада получила президент Роза Отунбаева, текст на русском языке был вручен киргизскому правительству 1 апреля. Официальную презентацию доклада Киммо Кильюнен планирует на 3 мая.
Ъ удалось получить полную версию доклада. Источники Ъ, близкие правительству Киргизии, подтверждают, что это именно тот текст, который поступил в аппарат Розы Отунбаевой. А эксперты, которым было поручено проанализировать доклад, сообщили Ъ, что комментарии правительства к нему уже практически готовы и, как и сам доклад, будут обсуждены на совещании у президента Отунбаевой 29 апреля.
Комиссия информирует, что ею были рассмотрены более 750 показаний свидетелей, проанализированы 700 документов и несколько тысяч фотографий и видеоматериалов. В итоге, как утверждает комиссия, удалось сделать «детальное и достоверное описание июньских событий в Оше и Джалал-Абаде».
Основную ответственность за межэтнические столкновения на юге Киргизии (см. Ъ от 15 июня 2010 года) международная комиссия возлагает на временное правительство. По версии авторов доклада, после «революции тюльпанов-2» временное правительство контролировало только северные регионы, на юге были сильны позиции сторонников экс-президента Курманбека Бакиева, которые 13-14 мая взяли власть в Ошской и Джалал-Абадской областях. Тогда временное правительство сделало ставку на узбекскую часть населения этих областей. Так политическое противостояние между новой властью и сторонниками изгнанного президента переросло в межнациональный конфликт между киргизами и узбеками.
«Временное правительство, которое получило власть за два месяца до событий, либо не признало, либо недооценило ухудшение в межэтнических отношениях на юге Кыргызстана,-- говорится в докладе.-- Особую ответственность временное правительство несло за то, чтобы органы безопасности были соответствующим образом обучены и экипированы, чтобы справиться с ситуацией гражданского неповиновения». Аргументы президента Отунбаевой о том, что «всплеск насилия был таких размеров, что временному правительству было сложно его сдержать», авторы доклада считают неубедительными.
Еще больше досталось киргизским силовикам, в адрес которых в докладе выдвигаются серьезные обвинения: «Неспособность сил безопасности защитить свое имущество вызывает вопросы о соучастии в событиях, прямо или косвенно». Кроме того, авторы доклада считают, что «некоторые действия, совершенные во время нападений в Оше,--убийства, изнасилования, другие формы насилия и преследование против определенной группы по этническому признаку» - могут быть приравнены (в случае доказательства в суде) к преступлениям против человечности.
Комиссия также установила, что «имели и все еще имеют место серьезные нарушения международных норм в области прав человека, совершенные государством в период после событий». «Имеются убедительные и достоверные материалы о том, что пытки совершались в местах заключения властями Кыргызстана,--говорится в докладе.-- Особую озабоченность вызывает то, что пытки продолжаются и что реакция властей на обвинения в пытках является чрезвычайно неудовлетворительной».
Международная комиссия дает киргизскому руководству ряд серьезных рекомендаций. Предлагается, в частности, «вернуть название 'Республика Кыргызстан' как лучше соответствующее гражданской основе национального строительства, чем название 'Кыргызская Республика'», предоставить узбекскому языку на юге Киргизии «специальный статус на муниципальном и региональном уровнях», обеспечить проведение «тщательного, независимого и беспристрастного расследования преступлений», «немедленно прекратить произвольные аресты, пытки в местах заключения и другие нарушения прав человека».
Еще до официального обнародования доклад вызвал в Киргизии скандал. Один из его фигурантов Исмаил Исаков предупредил, что «итоги расследования выгодны тем, кто хочет, чтобы в республике началась гражданская война». Впрочем, эксперты опасений политиков не разделяют. «Новых волнений на национальной почве не будет,-- заверил Ъ политолог Токтогул Какчекеев.-- Хотя настороженное отношение друг к другу пройдет не скоро».
Кабай Карабеков, Бишкек; Геннадий Сысоев
| |