|
Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко решил вспомнить о своем музыкально-драматическом прошлом. По такому случаю режиссер Александр Билозуб с композитором Иваном Небесным и дирижером Владимиром Гданским составили песенный дивертисмент в двух действиях «Романс. Мастер-класс», использовав сюжет пьесы «Безымянная звезда» Михала Себастиана. Рассказывает ЮЛИЯ БЕНТЯ.
Пьеса «Безымянная звезда» румынского драматурга Михала Себастиана сейчас почти так же популярна, как и полстолетия назад, когда история о прекрасной незнакомке, высаженной из поезда и вынужденной провести ночь на провинциальном вокзале, где она знакомится с не менее прекрасным школьным учителем, заполонила все советские театры. Пьесу о борьбе вечного и высокого с грубым и материальным многократно ставили лучшие режиссеры, по ней снимали кино: есть «Безымянная звезда» Михаила Козакова с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским, да и рязановский «Вокзал для двоих», в общем-то, о том же.
Постановщики расшифровали исконный смысл слова «вокзал» - вокальный зал. Когда-то это было место, где не только пели, но и играли целые оркестры. Помимо этого на вокзале, даже провинциальном, всегда собирается достаточно многочисленная и пестрая публика, и каждый «со своей песней» в голове - поэтому режиссеру Александру Билозубу даже не пришлось что-то выдумывать. Он сумел использовать популярный сюжет в своих целях, скрестив его с не менее узнаваемыми отечественными шлягерами - от песен из «Наталки Полтавки» Николая Лысенко, раннего украинского джаза Богдана Весоловского до романсов Платона Майбороды и Ирины Губаренко.
По краям музыкальной драмы Александр Билозуб выстроил завязку и развязку сюжетной линии - чистая беседа, никакого музыкального «фона». Основную же часть действия составляет песенный дивертисмент, где сольные выступления в сопровождении оркестра чередуются с ансамблевыми, диаспорный рок-н-ролл - с советской эстрадой, а песни-романсы из оперетт украинских корифеев - с современной авторской песней. И все это - в отличных, использующих тембровое разнообразие живого оркестра и в каком-то смысле персонифицирующих каждый инструмент аранжировках Ивана Небесного.
Собственно говоря, настоящий театр здесь переместился в оркестровую яму (за дирижерским пультом - Владимир Гданский), тогда как на сцене происходили странные вещи. Кажется, участники процесса направили все усилия на аранжировку-оркестровку-звукорежиссуру (со звуком, правда, совсем плохо - он здесь как в захудалом сельском клубе), а о том, что главное в такого рода представлениях - добиться «срастания» песни с артистом, забыли. Вот здесь-то и происходит странное: в то время как в Киеве есть театры, где петь могут научить любого, исходя из его личных возможностей, в спектакле «Романс. Мастер-класс» фальшивят даже те, кто мог бы петь идеально.
Исполнители главных ролей - Анатолий Гнатюк (Начальник вокзала) и Лариса Руснак (Неизвестная) - подменяют проживание ситуации псевдомузыкальными трюками. Первый, прохаживаясь взад-вперед, то и дело «прощупывает» голосом акустику вокзала. А вторая, вместо того чтобы сказать что-то внятное, тихонько попискивает на одной ноте - некоторое время это можно терпеть, но все же не так долго, как приходится. Одно из немногих приятных исключений в этой разноголосице спектакля - актриса Татьяна Михина (Провинциалка), блестяще исполняющая джаз.
В итоге создается впечатление, что Театру им. Франко, который сейчас медленно шагает «в Европу» и быстро забывает свое родное, просто-напросто был остро необходим музыкальный спектакль - для репертуарного разнообразия и возрождения славного музыкально-драматического прошлого.
| |