|
В московской галерее «Школа» открылась экспозиция художников русского зарубежья. Выставка называется «Место встречи - Париж». Для молодых русских художников начала XX века учеба в Париже - своеобразный знак качества.
Яркие краски, широкие мазки - такой постимпрессионизм в стиле Сезанна, «Гора у Сены» Петра Кончаловского. Нехарактерная для мастера работа в России демонстрируется впервые. Почти сто лет она находилась в частных коллекциях.
Неизвестный пейзаж Роберта Фалька «Бульвар в Париже». Рядом - «Две колхозницы» Надежды Удальцовой, последовательницы Казимира Малевича.
«Она работала вместе с Малевичем, видно по безликости, по фигуративу, - отмечает галерист Ренальдина Власова. - Они выезжали на Урал, по России вместе с Древиным путешествовали. Писали, как говорится, то, что видели».
11 таких разных полотен художников русского зарубежья. Их объединяет французская столица. Выставка так и называется «Место встречи Париж». Каждый из представленных художников учился в этом городе в начале XX века - своеобразный знак качества для любого живописца.
«Париж в начале века оказался тем местом силы, где формировались главные тенденции, определившие очень многие художественные явления, - считает искусствовед Екатерина Иноземцева. - И любой художник, особенно начинающий, считал необходимым оказаться в Париже, чтобы напитаться этим артистическим воздухом».
От «Карусели» Марии Васильевой голова кружится - контрастные краски, разрезанное пространство. Так и чувствуешь скорость этой карусели - влияние Матисса, у которого она училась. Именно благодаря Васильевой о Матиссе узнала Россия. В русских журналах она постоянно печатала статьи о творчестве своего учителя.
В духе Гогена - ранние пейзажи выпускника парижской Школы изящных искусств Давида Штеренберга. Его поздняя работа - натюрморт. В собственном стиле.
«Работа с пространством, явно созданная под парижским влиянием, - говорит Екатерина Иноземцева. - Тотальная, надвигающаяся на нас плоскость стола, ткани. Хлеб, кружка, намеренный сбой перспективы. И, собственно, предмет изображения самый что ни на есть незначительный».
«Голова», а именно так автор Алексей Явленский называл свои портреты, создана несколькими взмахами кисти. Он даже краски не смешивал на палитре. Цвета, по мнению Явленкского, должны были превращаться в единое целое в сознании зрителя.
| |