|
Государство намерено ввести госрегулирование цен на бензин, обязать нефтяников продавать сырье на бирже и модернизировать заводы за счет российского оборудования. В РСПП называют требования необоснованными и угрожают снижением производства бензина.
Российский союз промышленников и предпринимателей раскритиковал проект закона «Об основах госрегулирования добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов», который Министерство энергетики внесло в правительство.
Законопроект, в частности, предполагает ввести госрегулирование цен на топливо. В случае, если на территории региона цены на нефтепродукты вырастут на 30% и более в течение месяца, правительство получит право устанавливать предельные уровни цен на срок до 90 дней. Аналогичные требования предъявляются к торговле социально значимыми продуктами - хлебом, молоком, крупами и т.д.
«Такая мера носит нерыночный характер, - говорится в "Замечаниях к проекту" РСПП (копия есть в распоряжении "Газеты.Ru"). - Кроме того, не уточняется порядок ее практического применения, например, не ясно, кто и каким образом будет устанавливать факт 30-процентного роста цен».
Также РСПП считает необоснованным предлагаемый трехмесячный срок. «Методика определения предельно допустимого уровня цен отсутствует», - указывает РСПП. В связи с этим союз предлагает статью о госрегулировании из законопроекта исключить.
По словам президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, госрегулирование действительно не является лекарством от топливного кризиса. «В начале года были попытки госрегулирования, когда из-за роста цен на топливо в конце 2010 - начале 2011 годов правительство дало компаниям директиву снизить цены, - напоминает Аркуша. - Компании снизили цены, но мировая цена нефти начала быстро расти. Внутренние цены остались зафиксированными, и сложился диспаритет».
В итоге, по словам Аркуши, сформировался дефицит топлива, так как компаниям стало выгоднее отправлять продукцию на экспорт.
«Для решения проблемы высоких цен нужно искать причину и устранять ее, а не вводить госрегулирование, - советует Аркуша. - Как мы видим сейчас, последствия его могут быть весьма негативными».
Также проект Минэнерго устанавливает требования к компаниям реализовать не менее 3% нефти и по меньшей мере 15% нефтепродуктов на товарных биржах. РСПП отмечает, что в силу технологических требований к оформлению транспортировки нефти по магистральным трубопроводам торговля на внутреннем рынке происходит в течение нескольких дней в районе 25 числа предшествующего поставкам месяца. «В остальные дни торговля нефтью осуществляться не будет, что не позволит сделать биржевые котировки на нефть репрезентативными», - говорится в документе РСПП. - «Практика торгов нефтью на бирже отсутствует».
РСПП настаивает на исключении пункта, касающегося биржевых торгов нефтью.
Источник в биржевых кругах подтверждает: практики биржевой торговли нефтью в России нет, «а все, что делается сейчас - делается впервые, методом проб и ошибок».
Сейчас на бирже продаются только нефтепродукты, и РСПП предлагает снизить обязательный объем продаж до 15% «на время, пока не будут обеспечены нормальные условия функционирования биржевой торговли». «Требуется развитие системы хеджирования, страхования и других обеспечительных инструментов, гарантирующих получение продавцом планируемого результата от продажи, включая механизмы контроля поступления денег от покупателя», - отмечает Союз промышленников и предпринимателей.
Вице-президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Тимур Хакимов согласен с позицией РСПП, но по его словам, механизмы страхования как таковые в биржевых торгах частично уже присутствуют. «На бирже действует система поставочных фьючерсов на дизельное топливо, сейчас планируем вводить аналогичные фьючерсы на бензин, - рассказал "Газете.Ru" Хакимов. - Это очень удобный инструмент страхования рисков». По словам Хакимова, компании пока практически не пользуются системой поставочных фьючерсов.
Согласно законопроекту Минэнерго, в случае нарушения нормативов биржевых прода, компания-нарушитель должна будет уменьшить предусмотренные в ее графиках объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов на объем, который должен был быть реализован на бирже.
РСПП предлагает, чтобы пункт о санкциях был из закона исключен, так как сокращение объемов, предусмотренных графиками компаний, приведет к снижению производства нефти и нефтепродуктов в России.
В законопроекте, раскритикованном РСПП, прописана глубина переработки нефти и норматив использования на нефтеперерабатывающих заводах отечественного оборудования.
Минэнерго требует, чтобы при добыче и переработке нефти использовалось не менее 40% российского оборудования (в случае добычи на шельфе - не менее 20%).
НПЗ, по предложению министерства, к 1 января 2015 года должны обеспечить глубину переработки не менее 75%, с 2015-го по 2020 годы не менее 85%, а с 2020 года не менее 89%.
РСПП называет требования насчет оборудования необоснованными, так как на рынке может сложиться ситуация, когда российской технике в нужном объеме не окажется.
«В любом случае, недопустимо распространение данной нормы на уже спланированные проекты», - подчеркивает союз, предлагая исключить из законопроекта статью, касающуюся российского оборудования.
Что касается глубины переработки, то РСПП отмечает, что Минэнерго не предлагает адекватных мер, которые позволят нефтяникам провести модернизацию своих предприятий в сжатые сроки без существенных финансовых потерь.
«Преждевременное ужесточение требований может привести к снижению загрузки НПЗ, и, как следствие, к уменьшению производства бензинов и росту цен на топливо», - предупреждает РСПП.
Константин Юминов из Rye, Man & Gor Securities добавляет, что если все НПЗ начнут модернизацию одновременно, то тогда ситуация с топливом в России будет намного хуже сложившейся в настоящее время.
«Компании должны модернизировать свои активы по очереди, не снижая значительно производство», - говорит аналитик. По словам Юминова, модернизация НПЗ, в зависимости от того оборудования, которое на нем уже есть, занимает от месяца до полугода. Эксперт отметил, что компании понесут финансовые потери «не только от затрат на апгрейд производства, но и от простоя, снижения уровня продаж».
Автор: Алексей Топалов
| |