Касса полна - такой отчет могут дать организаторы чемпионата мира по футболу, с лихвой оправдавшие свои предварительные расходы. И наверняка этот же приятный вывод сделают владельцы крупнейших компаний.
Что нового принес южноафриканский чемпионат в тактику и стратегию великой игры, еще выяснят спортивные аналитики. А вот то, что главные футбольные турниры окончательно превратились в индустрию, - факт, пожалуй, не требующий дополнительных аргументов для тех, кто провел этот месяц на трибунах или у телевизора. Подробнее - экономический обозреватель радио «Вести ФМ» Сергей Артемов.
Артемов: Привлекательное зрелище может быть доходным - с этой мыслью коммерция стеснительно проникала аляповатыми рекламными щитами на бровки футбольных полей еще полвека назад. В черно-белой хронике первых чемпионатов мира и Европы движения кумиров тогдашней публики выглядят медленными и наивными. Но искренны их радость от побед и боль от поражений. Тогда ценились сила, мужество и воля. Другие времена - другие деньги. По словам аналитика агентства «Инвесткафе» Дмитрия Адамидова, месяц чемпионата превращается в финансовый пир.
Адамидов: Доходность футбола низка, около 1%. У той же Барселоны ОПМ в лучшие годы - 2-3%, потому тут ничего удивительного нет.
Артемов: Зрелище должно быть доходным - сегодня акцент сместился, и непреклонную волю можно видеть лишь в желании заработать на футбольном ажиотаже. Сегодня ценятся трансферные и маркетинговые контракты. Новая прическа Криштиану Роналду вызывает едва не больше споров, чем когда-то переход с системы дубль-вэ на бразильскую. Болельщики со стажем поймут с грустью. А новообращенных же фанатов футбольная империя сразу берет в оборот: если у тебя нет майки, шарфа, кепки и флага любимой команды - ты вне игры. Лучше, если все будет в комплекте. Для девушек в плюс к указанному набору - специальная косметика для раскраски своих прелестей в национальные цвета.
Растет стоимость спонсорства трансляций. За 28 лет - с 2 до 16 млрд долларов подорожали права для телекомпаний. Медиа возвращает деньги всеми способами: если ты не пьешь официальные напитки, не бреешься официальной бритвой и не заливаешь под капот своей машины официальное масло, ты снова вне игры. Рекламный каток не остановить даже здравым смыслом. Ведь стоит подумать - это самое масло в руках лидера сборной Португалии не помогло его скрипучей команде выбраться дальше 1/8... А если бы капитан сборной России перед матчами больше думал об установке тренера, а не о состоянии своих подмышек, глядишь, и наша команда поехала бы в ЮАР вместо Словении. Видимо, боялись вспотеть лишний раз.
Но другие люди сейчас на слуху. Покупки и продажи игроков - из кризиса футбольный мир выскочил ровно за последний месяц. Тот же испанский снайпер Вилья обошелся «Барселоне» за несколько дней до мундиаля в 40 млн евро. Сейчас стоил бы вдвое дороже. Но продажа атрибутики отбила бы даже такие затраты. «Найк» уже составил карту планеты на своем портале из лиц и фамилий игроков «Барсы». На месте Москвы, к примеру, - Фернандо Торрес . Азиатские пошивочные фабрики работают в три смены. Себестоимость майки - доллар за пару. Цена продажи - 10 долларов за единицу. Уровень прибыли - несбыточная мечта торговцев оружием и нефтью. Чуть позже появятся компьютерные игры, персональные линии одежды и парфюма. Сегодня Испания - триумфатор. Нет сомнений, что весь латинский мир, над которым не заходит солнце - от Филиппин до Гондураса - скупит все, что связано с чемпионскими именами представителей их исторической прародины. Ну и производители подделок тоже не дремлют - покупатель смотрит на большие номера на спине майки, а не на лейбл под ее воротником.
Зарабатывают все, кто считает себя причастным к событию. Не будет странным, если возле аквариума осьминога-оракула Пауля установят отдельного билетера с немалой таксой на безошибочные гадания.
Организаторы чемпионата рапортуют о превышении доходов над расходами на 400 млн евро. Экономисты рассчитали, что эффект от первенства принесет еще 2 десятых к 2,4% роста ВВП в этом году. Отрезвление придет потом, когда роскошные стадионы придется содержать ежедневно, а новых грандиозных соревнований не предвидится - такой путь уже прошли, кстати, Япония и Южная Корея. Даже там пришлось законсервировать некоторые объекты после 2002.
В общем, пока экономические итоги - сплошной позитив. Диссонанс - исследование банка «Бэрклэйз» - оказывается, переживания плохо сказываются на зрителях матчей, и Европа может потерять до 7 десятых ВВП за июнь-июль. К тому же трезвость перестает быть нормой жизни.
Немного огорчена «Виза» - всемирная реклама привела к росту расчетов пластиком, но менеджеры не учли, что не во всех районах южноафриканских городов можно безбоязненно ставить банкоматы, что снизило прибыль оператора.
Что же будет дальше? В 2014 году в Бразилии, а в 2018 может быть и в России? Аналитикам очевидна дальнейшая коммерциализация цикличных спортивных мероприятий, вот мнение Дмитрия Адамидова.
Адамидов: Тотализатор нельзя сбрасывать со счетов, основные деньги делаются на ставках. Это касается и ЧМ, и всех спортивных турниров, если это не закрытые лиги - те же НХЛ, НБА, МЛА... Там зарабатывает лига в целом, не команда, не функционер на тотализаторе, не отдельный игрок, и это позволяет обелять финансовые результаты.
Артемов: Так что ценителям красоты и честности в футболе ждать видеоповторов не стоит. Объективное судейство, увы, не есть необходимая деталь отлаженной бизнес-системы, которая переваривает миллиарды. И в завершение: главное открытие этого чемпионата - не Озил, Форлан или Снейдер, но пластиковая дудка, которая еще разлетится по миру быстрее птичьего гриппа, оглушит и сведет с ума трибуны на всех континентах. Всемирная «Вувузела лимитед» (или «инкорпорейтед» будет лучше?) потирает руки в предвкушении сверхдоходов.
ЧМ-2010. Новости, комментарии, статистика