|
Олимпиада в Ванкувере, ставшая самой провальной за всю историю отечественного фигурного катания, принесла России две медали: серебряную и бронзовую. Это сочли позором. Только что закончившийся чемпионат мира выдал тот же результат. Но его уже следует квалифицировать скорее как прорыв. Почему?
Олимпиада в Ванкувере, ставшая самой провальной за всю историю отечественного фигурного катания, принесла России две медали: серебряную и бронзовую. Это сочли позором. Только что закончившийся чемпионат мира выдал тот же результат. Но его уже следует квалифицировать скорее как прорыв. Почему?
Что же изменилось? Ванкуверская Олимпиада приучила нас к новым реалиям или за московскими бронзой и серебром угадывается нечто иное, пока скрытое в неведомом будущем? Похоже, что да, угадывается.
ПРОФЕССОРУ НАДО ПОДУМАТЬ
Причем у наименее, казалось бы, ценной из двух московских медалей, бронзовой, куда более любопытная и многообещающая история именно с точки зрения будущего. Мы не ждали бронзы от Артура Гачинского. Да простится мне этот высокопарный пассаж, семнадцатилетний ученик профессора Мишина вместе со своим прославленным тренером совершил спортивный подвиг. Не хочу умалять бронзовое достижение танцоров Оксаны Домниной и Максима Шабалина ванкуверского образца. Они тоже совершили подвиг: с тяжелой и постоянно напоминавшей о себе травмой партнера, с которой по большому счету не катаются, они сделали максимум того, что могли. Однако та, ванкуверская, бронза была с другим смыслом. Домнина и Шабалин добились ее и ушли. Артуру всего семнадцать, и он остается.
И для него все только начинается, по крайней мере очень хочется в это верить. А оснований не верить нет. Есть только одна деталь, которая немного смущает... Ее очень точно подметил Илья Авербух. Так получилось, что в разгар чемпионата мира мне выпал нелегкий жребий: в прямом эфире радиостанции «Комсомольская правда» я дала получасовое интервью... Авербуху. Причем о том, что интервьюировать будут меня, я узнала в самый последний момент. Полагала, что вопросы Илье, как положено журналисту, буду задавать я. Но опыт оказался очень интересным, да и Илья проявил себя тонким и деликатным собеседником и ни разу не поставил меня в неловкое положение. Когда он чувствовал, что мне сказать нечего, говорил за меня.
Так вот. Во время этого разговора чемпион мира в танцах на льду отдал должное всем достоинствам Гачинского (прыжки, совершенная техника, которую Алексей Мишин умеет ставить, как никто другой, сложность программы, оказавшаяся на уровне лидеров мирового фигурного катания, умение справиться с естественным для дебютанта волнением). Но Авербух, сам блестящий хореограф, не смог промолчать о том, что бросается в глаза даже рядовому зрителю. Артур слишком похож на Евгения Плющенко, и от этой похожести ему нужно избавляться как можно скорее. Артур восхищается Евгением, это общеизвестно.
- Но в глазах судей это может стать для Артура серьезным минусом, - заметил Авербух. - Фигурному катанию не нужен второй Плющенко. Ему нужен первый Гачинский. Тренеру надо подумать над образом Артура. Может быть, подключить к работе другого хореографа. Георгий Ковтун, работающий с учениками Мишина, великолепный хореограф. Но, возможно, если привлечь нового человека, с другими идеями, с принципиально иным видением, ему удастся создать «нового Артура».
ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЛЮЩЕНКО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Бронза Гачинского позволит России на следующем чемпионате мира выставить двух спортсменов. И хотя, по мнению Мишина, своим «бронзовым прорывом», Артур «наживет себе большую головную боль», для страны его личная головная боль обернется благом. «Двое или трое - уже команда. Один оступился, другой - помог», - многозначительно улыбнулся Мишин.
На вопрос, кого он подразумевает, говоря, что у нас есть высококлассные фигуристы, от прямого ответа Мишин ушел. «Назовите их!» - потребовала я. «Не назову!» - ответил профессор. Но ни для кого не секрет, что имелся в виду Плющенко, присутствовавший на чемпионате мира в качестве зрителя и пообещавший Владимиру Путину выступить на Олимпиаде в Сочи.
Итак, возвращение Плющенко - миф или реальность? Споры о несправедливости проигрыша на Олимпиаде в Ванкувере Эвану Лайсачеку не утихают до сих пор. Эту тему, к слову, мы затрагивали и на «Прямой линии» в «Советском спорте» с тренером и хореографом Николаем Морозовым. «Я считаю, что Плющенко засудили. Произвольную программу Лайсачеку он проиграл, но за счет короткой должен был выиграть, его засудили именно в короткой», - сказал Морозов...
Так вот, сможет ли вернувшийся Плющенко на равных бороться с Патриком Чаном, японцами Такахаши, Козукой и Одой... Ведь Чан, выигравший короткую программу с мировым рекордом по сумме баллов, Чан, прыгающий четверные, - это далеко не Лайсачек, сумевший «наскрести» золотую олимпийскую медаль без вторжения в «зону повышенной опасности». Чан - это гораздо серьезнее.
Тем не менее два очень авторитетных человека, которым стоит доверять, считают возвращение Плющенко реальным. Это Татьяна Тарасова и Николай Морозов. «Я видел, как Евгений тренируется в Новогорске, - сказал Морозов. - По тому, как много он работает, с какой отдачей он это делает, готов предположить, что Женя сможет. Плющенко - уникальный фигурист. На сегодняшний день у нас нет никого лучше».
Вердикт Тарасовой звучал так: «Конечно! Любое преодоление и тем более такое... Если Женя сумеет, если он не порвет свои мышцы, если он будет тренироваться и у него сохранится этот эмоциональный заряд, его возвращение станет украшением. Почему нет?! Лично я мечтаю увидеть, как он возвратится другим. Не таким, каким он ушел, а совершенно другим. Потому что это талант. А талант может многое. Тем более талант, помноженный на талант тренера, Алексея Николаевича Мишина».
...А то, что скрывается за второй медалью, серебряной, выигранной в парном катании Волосожар и Траньковым, легко выразить одной фразой. Ее тоже произнес Илья Авербух, когда мы с ним вместе смотрели концовку произвольной программы в парном катании. Едва камера взяла крупный план стоящих в состоянии счастливой прострации на пьедестале Максима Транькова и Татьяны Волосожар, Авербух резюмировал: «Это - золото Сочи».
К этим словам не хочется ничего добавлять. Чтобы не подвергать их инфляции.
СТАТИСТИКА
Женщины. 1. Мики Андо (Япония) - 195,79 балла. 2. Ю На Ким (Корея) - 194,50. 3. Каролина Костнер (Италия) - 184,68. 4. Алена Леонова - 183,92... 7. Ксения Макарова (обе - Россия) - 167,22.
Танцевальные дуэты. 1. Мэрил Дэвис/Чарли Уайт (США) - 185,27. 2. Тесса Вирчу/Скотт Мойр (Канада) - 181,79. 3. Майя Шибутани/Алекс Шибутани (США) - 163,79... 6. Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев - 160,23. 7. Елена Ильиных/Никита Кацалапов (обе пары - Россия) - 154,50.
| |