|
В Правительстве РТ состоялся брифинг по ситуации на автозаправочном рынке.
(Казань, 3 мая, «Татар-информ», Анвар Маликов). Критическая ситуация на автозаправочном рынке в ряде регионов России стала вызывать серьезное беспокойство и в Татарстане. Здесь благодаря принимаемым руководством республики мерам сбоев в обеспечении нефтепродуктами и резкого роста на них не предвидится. Таков был контекст состоявшегося сегодня в здании Правительства Татарстана брифинга, посвященного этой теме и проведенного в режиме прямой видеоконференции с городами и районами республики.
Как пояснил один из участников брифинга, помощник Президента РТ Ринат Сабиров, основными причинами возникновения кризисной ситуации в ряде регионов России (но не в Татарстане) с моторным топливом были следующие.
В стране, по итогам 4 месяцев текущего года, на 67 процентов вырос экспорт бензина, так как это стало выгоднее на 2-3 тыс. рублей за тонну по сравнению с поставками на внутренний рынок. В конце февраля 2011 года рост розничных цен в России был остановлен при помощи административных мер, между тем, в сегменте оптовых и мелкооптовых продаж рост сохранился.
Другим негативным фактором стала неготовность ряда НПЗ к переходу в этом году на стандарт качества бензина «Евро-3». Поэтому определенный объем топлива «Евро-2» был отправлен на экспорт.
Кроме того, сказалась специфика тех регионов, где возник топливный кризис: там до 70 процентов рынка занимают независимые операторы. Не оправдались также надежды на биржевые закупки: спрос здесь превысил предложение.
Сегодня руководством страны принимается ряд мер по выправлению ситуации, в том числе предполагается сдвиг сроков перехода с «Евро-2» на «Евро-3» синхронно с Казахстаном и Белоруссией. Предусмотрены меры поддержки нефтяным компаниям. В Татарстане, как отметил Р.Сабиров, также предусмотрены свои меры: Президент РТ Рустам Минниханов, внимательно отслеживающий обстановку на топливном рынке, предложил нижнекамскому нефтепереработчику «ТАИФ-НК», в первую очередь, обеспечить потребности автозаправочной сети Татарстана. Подразумевается, что операторы сетей АЗС этот бензин будут продавать в Татарстане.
Для справки: «ТАИФ-НК» производит около 1 млн. тонн дизтоплива в год, что полностью покрывает потребности республики, и 580 тыс. тонн бензинов при республиканской потребности 1,1 млн. тонн.
В Татарстане с 2008 года действует созданная по поручению Рустама Минниханова (тогда еще Премьер-министра РТ) специальная рабочая группа по мониторингу цен на топливо. Входят в нее представители всех субъектов топливного рынка, министерств и ведомств Татарстана. Возглавляет этот орган Роберт Гилязиев - начальник управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ.
Как рассказал на брифинге Р.Гилязиев, рабочая группа ежедневно отслеживает соответствующие цены не только в Татарстане, но и в субъектах Приволжского федерального округа (ПФО). Еженедельно эти данные обобщаются и представляются руководству республики. Их анализ показывает, что в Татарстане цены на заправках в последние годы - стабильно одни из самых низких в ПФО. Не было случая, чтобы цены в РТ повышались первыми и достигали максимальных значений.
По данным на 28 апреля, уровень цен в Татарстане не претерпел изменений. По просьбе участников рынка 29 апреля состоялось внеочередное заседание рабочей группы. Его участники пришли к заключению, что цены в РТ не могут оставаться на прежнем уровне и должны быть скорректированы соответственно рыночным колебаниям.
Принято решение, что в ближайшее время литр бензина А-76 не может быть дороже 23 рублей за литр, Аи-92 - 23,7 рубля, Аи-95 - 26 рублей, дизтоплива - 24 рублей. В результате, по данным мониторинга, 2 мая республика по ценам на бензин занимала среди субъектов ПФО место где-то «в середке». Как заявил Р.Гилязиев, постоянное внимание руководства Татарстана к этому вопросу позволяет надеяться, что не будет больших потрясений в части обеспечения моторным топливом и цен на него.
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Иван Щербаков одной из задач в контексте темы назвал пресечение фактов неосновательных сверхдоходов участников топливного рынка. В частности, он сообщил, что ФАС рассматривает дело по «ТАИФ-НК» в связи с удорожанием дизтоплива минувшими осенью и зимой.
| |