|
Первый вопрос, который многие на Западе задают, услышав, что бен Ладен ликвидирован, - сделает ли это нашу жизнь безопасней? Эксперты дают весьма осторожный ответ. В краткосрочной перспективе опасность терактов может возрасти - «Аль-Каида» и аффилированные с ней группировки жаждут мести за смерть своего лидера.
В долгосрочной же перспективе ликвидация бен Ладена может привести к упадку бренда «Аль-Каида» а, следовательно, значительно понизить степень его влияния на мировое джихадистское движение.
Однако это слишком уж оптимистичный сценарий, пишет The Economist. Конечно, мертвый Усама бен Ладен значительно лучше, чем живой. Но правда в том, что его смерть значит гораздо больше для его врагов, чем для его последователей.
Если бы возможность схватить бен Ладена в горах Тора Бора еще в ноябре 2001 года не была бы с пренебрежением отброшена, «Аль-Каиде» тогда мог быть нанесен серьезный удар. Но за эти 10 лет террористическая организация имела более чем достаточно времени научиться жить без своего лидера.
Тот факт, что убежище, где бен Ладен скрывался с 2005 года, похоже, не было оборудовано выходом в Интернет, красноречиво свидетельствует о том, что роль лидера «Аль-Каиды» в текущих операциях постепенно сводилась к минимуму.
Польза бен Ладена для своей организации была в этих периодически появлявшихся на «Аль-Джазире» видеообращениях, в том, что бен Ладен мог сплотить «Аль-Каиду», давно уже работающую по франшизе.
Закаленная в боях за минувшее десятилетие, «Аль-Каида» изменилась. Теперь это нечто другое - но не менее опасное. Как эффективный менеджер, Усама бен Ладен выстроил фирму, которая более не нуждается в его присутствии.
| |