|
На Ближнем Востоке новость о гибели Усамы бен Ладена встретили сдержанно или даже с безразличием, что сильно контрастировало с ликованием в США. Но такая реакция США и уверенность в своем успехе довольно быстро вызвали раздражение даже среди самых умеренных арабов.
Мохаммед Ханафи смотрит по телевизору на сцены всеобщего ликования, которые вызвала в США новость о смерти Усамы бен Ладена. И не верит своим глазам. «По правде говоря, это просто неуважительно по отношению к тысячам невинных, которые погибли в Афганистане и Ираке из-за войн Буша», - морщится он. Утром этот служащий каирского банка узнал о кончине самого разыскиваемого террориста в мире. Без особых эмоций. «Американцы, конечно рады, но разве это что-то меняет? Теракты совершил не бен Ладен, а его организация, и, значит, нет никакой гарантии, что это не будет продолжаться», - считает он.
Как и Мохаммед, большинство арабов не льют слезы по поводу смерти человека, которого бывший премьер-министр Ливана Саад Харири назвал «черным пятном» на истории ислама. «Ущерб, который он нанес имиджу ислама и арабскому делу, не меньше урона от действий врагов мусульман и арабов по всему миру», - добавил он вчера. «Даже худший из людей...»
Молодые египетские революционеры одними из первых отреагировали на новость и даже приветствовали ее в социальных сетях. «Некоторые говорили, что революции в Тунисе и Египте ухудшили и без того плохой имидж арабов на Западе после событий 11 сентября. Так будем надеяться, что смерть бен Ладена навсегда положит этому конец!» - пишет в Twitter блогер Махмуд Салем. Все это неоправданный оптимизм, уверена директор одной из каирских школ Гамиля эль-Гамаль: «Чтобы исправить ситуацию, потребуется много времени. Нужно избавиться не только от бен Ладена, но и всех тех, кто думает как он: от Аймана аз-Завахири до множества группировок и даже государств, которые могли его поддержать». В Саудовской Аравии, которая в 1994 году лишила Усаму бен Ладена гражданства, считают со своей стороны, что «уничтожение главы террористической организации "Аль-Каида" станет шагом к укреплению международных усилий по борьбе против терроризма».
Повсюду на Ближнем Востоке (за исключением разве что радикальных кругов) новость о гибели Усамы бен Ладена встретили сдержанно или даже с безразличием, что сильно контрастировало с ликованием в США. «Это важное событие для США, но совершенно вторичная новость для арабского мира, перед которым сегодня стоят гораздо более серьезные проблемы», - подчеркивает аналитик Исандр эль-Амрани. Кроме того, говорит он, «бен Ладен не был такой уж известной фигурой. Он всегда находился где-то на втором плане, пусть даже в определенный момент ему удалось стать символом сопротивления США».
Американское ликование и уверенность в своем успехе довольно быстро вызвали раздражение даже среди самых умеренных. Захоронение тела бен Ладена в море лишь усилило это недовольство. «Даже худший из людей имеет право на достойные этого имени похороны», - прокомментировал Махмуд Салем в Twitter. И привело в замешательство сотрудников исламского университета Аль-Ажар, где работают одни из крупнейших специалистов по суннитской религии. «Ислам не приемлет захоронения в море, только в земле», - заявил Махмуд Азаб, советник верховного имама Аль-Ажар по межрелигиозному диалогу. «Нужно сохранять уважение к телу человека, независимо от того, является ли он верующим или нет», - подчеркнул этот борец с саудовским ваххабизмом.
Реакция египетских «Братьев-мусульман» наглядно продемонстрировала перемены в отношении арабов к устранению Усамы бен Ладена. Сначала «братья» сообщили на своем сайте, что уничтожение главы «Аль-Каиды», от которой они всегда стремились дистанцироваться, «уменьшает террористическую угрозу и устраняет причины насилия в мире». Тем не менее, некоторое время спустя они выступили с критикой «убийства» бен Ладена, встав таким образом на сторону палестинской ХАМАС, часть руководства которой в прошлом погибла в ходе «точечных» ударов Израиля.
В отличие от палестинских властей, которые приветствовали «окончание смутных времен», глава правительства ХАМАС в Газе Исмаил Хания осудил «убийство настоящего моджахеда», несмотря, как он уточнил, на существовавшие между ними «расхождения во взглядах». В последние месяцы силы безопасности ХАМАС вели ожесточенную борьбу с причисляющими себя к «Аль-Каиде» радикальными группировками. Своего апогея противостояние достигло после убийства в прошлом месяце итальянского мирного активиста Витторио Арригони (Vittorio Arrigoni). В ХАМАС восприняли уничтожение бен Ладена как «продолжение политики американского угнетения, основанного на пролитии арабской и мусульманской крови». Бен Ладен мертв, и теперь ничто не мешает США вывести войска из Ирака и Афганистана, сделали вывод египетские «Братья-мусульмане».
«Le Figaro», Франция
| |